Миллиард для юрисконсульта

Рейтинг
Москва, 22.10.2007
«Эксперт» №39 (580)
Выталкивая бизнес из тени в правовое поле, государство невольно добилось роста спроса на юридические услуги. Теперь новых клиентов к юристам будут направлять инвесторы

Большинство российских предпринимателей привыкли решать все вопросы в бизнесе собственными силами и без особой необходимости не пускают на свою кухню посторонних. Руководители множества предприятий до сих пор прекрасно обходятся без услуг независимых аудиторов и консультантов, в глаза не видели оценщиков. Но вот к советам юристов даже они так или иначе вынуждены прибегать. Уже хотя бы поэтому можно предположить, что бизнес юридических компаний в России является одним из весьма емких сегментов рынка корпоративных услуг.

Впрочем, подтвердить эти предположения хоть какой-то фактурой до последнего времени не получалось. На российском рынке юридических услуг сегодня работают подразделения иностранных корпораций, десятки крупных национальных компаний, многие сотни средних и мелких юридических фирм. Однако даже приблизительные данные об объеме и структуре рынка юридических услуг до недавнего времени отсутствовали. Российские юридические фирмы традиционно имеют имидж информационно закрытых структур. Что же касается западных компаний, то, ступив на российскую почву, они тут же забывают о пользе транспарентности и принимают обет молчания.

Тем не менее мы попытались заполнить информационный вакуум и провели первое исследование российского рынка юридических услуг, предложив его участникам предоставить данные о своем бизнесе.

Первый прецедент

Посоветовавшись со специалистами нескольких крупных профильных компаний по поводу структуры запрашиваемой информации, мы направили наши анкеты в адрес почти трехсот фирм, оказывающих юридические услуги в корпоративном секторе. Среди адресатов были представлены и ведущие российские и иностранные компании, и менее крупные региональные фирмы. После двух месяцев напряженных телефонных переговоров, убеждений и уговоров мы получили заполненные анкеты от 34 компаний. Еще десяток респондентов (в их числе несколько крупнейших западных юридических корпораций и национальных лидеров рынка) предоставили о себе требуемые данные для анализа на условиях строгой конфиденциальности. Конечно, на фоне полного отсутствия информации о рынке и этот результат следует признать неплохим, однако более чем 80-процентный уровень отказов сам по себе красноречиво свидетельствует о реалиях информационной прозрачности юридического бизнеса.

Совокупные доходы 34 юридических компаний в 2006 году составили 2,2 млрд рублей (см. график 1). Это не так уж мало. Выручка 140 оценщиков из нашего последнего рейтинга всего лишь вдвое больше — 4,6 млрд рублей. К тому же большинство лидеров рынка пока не готово к открытой публикации своих достижений. А они весьма значительны. Суммарный объем бизнеса компаний, предоставивших нам информацию на условиях конфиденциальности, превышает 3,5 млрд рублей. Если к этим результатам добавить выручку от юридической практики ведущих аудиторско-консалтинговых групп (около 5 млрд рублей) и экстраполировать усредненный объем доходов на компанию из нашего списка на фирмы, не пожелавшие раскрыть информацию о себе, то получается, что объе

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (580) 22 октября 2007
    Съезд КПК
    Содержание:
    Вечно вместе с партией

    Коммунистическая партия Китая становится более открытой и понятной для общества, но ее роль внутри страны меняться не будет. Дискуссия по этому поводу, осторожно начатая в Китае в начале правления Ху Цзиньтао, свернута и более невозможна

    Спецвыпуск
    Обзор почты
    Русский бизнес
    Реклама