Чего нет в этом навигаторе по отношениям «родители — дети» — так это педагогизма и психологизма. Зато есть много чего другого: размышлений о праве на свободу поиска; о том, что детям нельзя давать полную свободу, и о том, почему их нельзя наказывать; об опасности стать «идеальным родителем» и о «дубинках эмоций»; о самоубийственной борьбе за свободу, наконец.
Автор — не просто в теме. У него уникальный воспитательский опыт. В 1992 году, после пятнадцати лет работы спецкором по странам Востока, он уехал в Барятинский район Калужской области строить «Китеж» — общину для семей, взявших на воспитание детей-сирот, и для детей, попавших в кризисную ситуацию. И построил. Сегодня «Китеж» известен как уникальный педагогический и социальный эксперимент, «основанный на гуманных принципах воспитания и концепции развивающей среды».
Ребенок приходит в мир со своей программой, считают в «Китеже», и пытаться переформатировать ее под собственные ожидания в «его же интересах» — бессмысленно и опасно. Любые попытки заставить ребенка развиваться посредством давления, заклинаниями «я знаю, что для тебя лучше» обречены на провал: «Война заданного по приказу плана с внутренним планом развития ребенка будет все равно проиграна родителями. Последствия этой войны — неврозы, равнодушие, затаенная злоба, инфантилизм и черт его знает что еще».
Понятно, что все (или почти все) родители любят своих детей. Но при этом как-то упускают из виду, что это не дает автоматического права собственности на объект любви. Отсюда — большие родительские разочарования: «Я все для него — все, а от него никакой благодарности…» Но есть ли смысл делать это «все»? И как быть с «бесконечно благодарными», если знаешь, что дети с крепкой жизненной закваской просто не должны подчиняться всем родительским приказам?
Такой вот сборник «случаев из жизни», ставший картой выхода из лабиринта отношений «отцы и дети».