Остров олимпийской утопии

Культура
Москва, 29.10.2007
«Эксперт» №40 (581)
Фестиваль «Зодчество» показал, что теперь в России две архитектурные столицы — Сочи и Санкт-Петербург. Оба города готовятся к ребрендингу

Фестиваль «Зодчество», оккупирующий каждую осень московский Манеж, — единственное место, где можно увидеть все, что в последние пару лет строилось по всей России и что будут строить в ближайшие годы. Градостроительные схемы Вологды и жилые микрорайоны Иркутска, торгово-развлекательный комплекс в Сыктывкаре и пятиглавый собор в Екатеринбурге — все это на несколько дней собирается под одной крышей. На этот материал, сводящий с ума своей разношерстностью, обычно смотрят с одной точки зрения: наблюдают, как столичная архитектурная мода — будь то кренделя из красного кирпича в 90-е, аккуратный неомодернизм начала 2000-х или сегодняшние высотные гонки — с опозданием на три-четыре года распространяются по регионам. Иными словами, центром фестиваля всегда так или иначе оказывалась Москва.

Сегодня диспозиция поменялась радикальным образом. Московские проекты — при всем их впечатляющем размахе — уже не пользуются столь повышенным вниманием. Внимание скорее поделено между олимпийским Сочи и Санкт-Петербургом.

Олимпийская витрина

Главная эмблема всяких Олимпийских игр — это не мишки с пятью кольцами на животе, не лисята с клюшками и не «пляшущие человечки». Это — олимпийские объекты. То есть архитектура. Удачно спланированная архитектурная пропаганда может принести изрядные дивиденды, хотя и далеко не сразу. Взять, к примеру, Барселону с ее летней Олимпиадой-92. До того года столица Каталонии интересовала только поклонников Антонио Гауди, приезжавших туда любоваться недостроенной махиной Саграда-Фамилия. Сегодня туда стремятся архитекторы и инвесторы со всего света. Главный архитектор Барселоны гордится неофициальным званием лучшего архитектурного чиновника в мире. А началось все с Олимпиады, благодаря которой Барселона получила не только несколько новых стадионов, но и один из самых красивых морских портов. Фрэнк О. Гери украсил его экстравагантнейшим зданием в форме стоящей на хвосте рыбы, и Барселона закрепила за собой репутацию передового архитектурного фронта. Ребрендинг состоялся.

Последние десятилетия архитектурная витрина олимпиад устраивается одним и тем же способом — путем приглашения звезд архитектуры мировой величины: Инсбрук — Заха Хадид, Афины — Сантьяго Калатрава и так далее. Пекин довел эту моду до логического конца, пригласив по крупнокалиберной звезде на каждый олимпийский и околоолимпийский объект. Получилось что-то вроде приуроченного к Играм архитектурного биеннале.

С Сочи дело пока обстоит иначе. На нынешнем «Зодчестве» состоялось первое появление на широкой публике проекта Олимпийского парка в Сочи, включая его главные объекты — центральный олимпийский стадион, ледовую арену для керлинга, хоккейную ледовую арену, дворец спорта для фигурного катания. Выглядит это следующим образом: объекты расположены в живописном беспорядке вдоль береговой линии. Объединяет их общее легкое перекрытие, облаком накрывающее территорию основных зрительских маршрутов. Команда проектировщиков состоит в основном из известных московских архитекторов. Входящий

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (581) 29 октября 2007
    Средний Восток
    Содержание:
    Еще одна ошибка

    Средний Восток оказался в шаге от геополитической катастрофы. Конфликт вокруг Иракского Курдистана может спровоцировать полномасштабную перекройку границ в регионе

    Обзор почты
    Реклама