Отсель грозить он будет Eni

29 октября 2007, 00:00

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал поправки в закон «О недрах и недропользовании». Теперь власти страны могут диктовать свои условия любому разработчику месторождений или просто отобрать у него актив

Если власти сочтут, что действия компании-разработчика, работающей на стратегическом месторождении, «приводят к существенному изменению экономических интересов Казахстана, создающему угрозу национальной безопасности», они смогут настаивать на пересмотре контракта. Участникам рынка дается два месяца на то, чтобы согласиться на изменение условий работы, четыре — на переговоры и еще полгода — на подписание соглашения. В противном случае контракт будет разорван. По мнению вице-председателя ассоциации Kazakhstan Petroleum Сагиндыка Нуралиева, в таких условиях «компаниям не остается времени для того, чтобы предпринять какие-то действия». Впрочем, если власти сочтут, что действия компании создают угрозу национальной безопасности, они смогут разорвать контракт в одностороннем порядке.

В Казахстане не скрывают, что главная мишень поправок — консорциум Agip KCO, работающий на Кашаганском месторождении нефти (геологические запасы — 38 млрд баррелей), и оператор проекта — итальянская компания Eni. Власти страны настаивают на ускорении работ (сроки ввода месторождения в эксплуатацию уже несколько раз пересматривались) и увеличении казахстанской доли (сейчас она составляет всего 8,33%). Именно с Кашаганом связаны амбициозные планы Казахстана по удвоению добычи нефти к 2015 году с нынешних 65 млн до 130 млн тонн, что позволит стране войти в десятку крупнейших экспортеров углеводородов в мире. Претензии, прежде всего экологические, есть и к другим компаниям, работающим на казахстанских месторождениях энергоносителей и контролируемым иностранцами, в частности к консорциуму «Тенгизшевройл», который действует на крупнейшем месторождении страны Тенгиз.

Если аккуратно посчитать доли компаний в СП и консорциумах, занятых добычей нефти в стране, то по итогам 2006 года доля Казахстана в добыче ограничивается 15%, в запасах нефти — 9%. Выходит картинка некоего офшорного ресурсного резервуара, к тому же стремительно и бесконтрольно загаживаемого (самый яркий пример — миллионы тонн серы в отвалах на Тенгизе). Казахстан сегодня накопил достаточно финансовых и технологических ресурсов, чтобы изменить этот, без преувеличения, колониальный расклад сил в свою пользу.