Не напрасно папа нынешнего президента США побоялся оккупировать Ирак в 1991 году, после триумфального окончания «Бури в пустыне». Теперь все убедились, что управлять Ираком — это очень тяжелая работа. С ней справлялся Саддам Хусейн — весьма своеобразно, но справлялся, а американцы с ней не справляются. Поэтому Ирак оказался на грани распада, который уже непосредственно угрожает стабильности Турции.
Ситуацию можно было бы счесть анекдотической, если бы все не было столь печально. Спустя четыре с половиной года после вторжения в Ирак Вашингтон находится в шаге от открытого разрыва с одним из своих ключевых союзников по НАТО. И это при том, что 70% поставок американским войскам в Ираке идет через Турцию. Если же турецкие генералы решат начать операцию в курдских районах Ирака, то нельзя исключать даже прямое столкновение между турецкими и американскими военными.
Конфликт уже преодолел рамки региона. Так, в Брюсселе протесты молодежи, выходцев из Турции, против действий курдских боевиков вылились в столкновения с полицией. Турецкая операция против иракских курдов может еще больше дестабилизировать ситуацию в Евросоюзе — вспомним хотя бы о столкновениях между курдами и турками в 1999 году, когда был арестован курдский лидер Абдулла Оджалан. А Багдад уже пригрозил прекратить поставки нефти в турецкий порт Джейхан, если Анкара введет экономическую блокаду северных районов страны.
Всем становится очевидно, что, когда Турция отказалась предоставить американцам свою территорию для вторжения в Ирак, а Париж и Берлин активно протестовали против начала войны, они делали это вовсе не из желания насолить Соединенным Штатам...
Сегодня же больше всего удивляет то, с какой настойчивостью Вашингтон и его европейские партнеры продолжают настаивать на предоставлении независимости Косово. Для полного удовольствия им, видимо, не хватает прецедента силового отделения автономии от суверенного государства. Возможно, США стремятся просто во что бы то ни стало закончить начатую когда-то давно программу — в рамках своей политической традиции. Возможно, уж слишком хочется зафиксировать свое военное присутствие на Балканах. Возможно, дело всего лишь в том, чтобы хоть чем-то порадовать накануне выборов своих избирателей. Но нельзя же настолько не думать о долгосрочных последствиях таких радикальных шагов.
А последствия будут. Отделение Косово точно не притормозит набравший ход процесс распада государств. То, что происходит сегодня вокруг Ирака, — прямое следствие коллапса СССР. Точно так же, как следствием этого коллапса был и развал Югославии. Когда президент Путин говорил о развале Советского Союза как о крупнейшей геополитической катастрофе, он имел в виду вовсе не то, какой замечательной страной был СССР, что обычно ему приписывают. А то, что Советский Союз выполнял важную функцию по поддержанию управляемости мира. Да, он делал это довольно неуклюже, но гораздо менее кроваво, чем Ираком управлял Саддам, и гораздо более умело, чем сегодня пытается управлять Афганистаном Североатлантический альянс и чем пытаются управлять Ираком Соединенные Штаты.
Так что геополитическая катастрофа, начавшаяся с распадом СССР, не завершена. Вакуум влияния, порожденный этим распадом, не заполнен. Хуже того, еще совершенно неясно, кто, когда и какими средствами сможет сделать это. Уже понятно, что это будут не США. Уже понятно, что вряд ли большой успех на этом поприще ожидает Евросоюз. Неочевидно, насколько успешными будут действия Китая и Индии. Как неясно и то, какую роль потянет Россия.
Самое опасно, что теперь может произойти, это внешнеполитический коллапс США. Потому что реальными ресурсами для глобального влияния сегодня по-прежнему обладает эта страна. Хотя пользуется она этими ресурсами пока не слишком удачно.