Тише воды

Михаил Бударагин
5 ноября 2007, 00:00

Новая власть в Новгородской области видит свою миссию в наведении порядка, а от нее на самом деле ждут перемен

Почти все лето Новгородская область то и дело попадала в сводки информагентств. То «новгородское дело», то неожиданная отставка губернатора Михаила Прусака, то взрыв поезда Москва—Санкт-Петербург» — скучать не приходилось. К сентябрю же почти затих даже фоновый медийный «шум»: регион теперь вновь стал рядовым субъектом федерации с малозначительными собственными новостями. Ключевой вопрос последних шести месяцев — за что же все-таки отстранили от должности Михаила Прусака — так и остался без ответа. А он меж тем прояснил бы многое, представив полную картину, из которой можно было бы исходить в выстраивании будущих стратегий развития региона.

Новгородская область не демонстрировала чудес развития, но и в хвосте не плелась, так что экономическая ситуация в регионе причиной такого решения стать не могла. Население жаловало губернатора не слишком, но не выраженное в явной форме глухое недовольство у нас никогда не становится причиной отстранения от должности главы региона.

Вчера

Распространенное мнение о том, что в область страстно хотел «войти» московский и питерский бизнес, соответствует действительности лишь отчасти. Да, действительно, местная финансово-промышленная группировка Мхитаряна—Кравченко держала регион «закрытым», то запугивая конкурентов, а то и отстреливая. Но справиться с местным криминалом руками правоохранителей (не местных, конечно, а на уровне округа) — схема уже отработанная в других регионах и вполне эффективная. Для победы над ФПГ необязательно провоцировать отставку губернатора: это как раз более сложная и технически трудная операция. Да и Михаил Прусак, как только летом 2007-го началась атака питерского УФСБ на местные ЧОПы, предоставил «федералам» полную свободу действий в регионе. И был очевидно заинтересован в успехе этой операции.

Проблема «чужого» бизнеса в области состояла (и эта ситуация сохраняется по сей день) не только в том, что неугодных местному криминалу коммерсантов отстреливали в лучших традициях вестернов. Если говорить серьезно, Новгородская область демографически и социально не самый лучший объект для экспансии. Стареющее и вымирающее население, массовая миграция молодежи в Москву и Санкт-Петербург, нехватка специалистов — сомнительная почва для долгосрочных инвестиций. Разорванная между Москвой и Петербургом область обречена или на прозябание в качестве поставщика человеческих ресурсов, или же на сомнительный в нынешних российских реалиях статус туристического заповедника. Все это делает массовый приход бизнеса в регион логичным только в краткосрочной перспективе. Игра вдолгую при сохраняющихся социально-политических трендах невозможна в Новгородской области по целому ряду причин, и после прихода на пост губернатора Сергея Митина это стало еще более очевидно.

Единственный хозяин

Приход Сергея Митина на губернаторский пост подавляющее большинство новгородцев восприняло благосклонно. Объективно бывший заместитель министра сельского хозяйства выигрывал у своего предшественника по всем статьям: строгий, серьезный, «хозяйственник», не какой-нибудь «политик», а в министерстве работал… Но основным козырем Митина стал разрыв с криминалом. Прусак, который с Тельманом Мхитаряном и Николаем Кравченко был знаком еще с 90-х, мог сколько угодно заявлять о «войне с бандитами»: все понимали, что война обернется длительными переговорами, итогом которых станет очередной вариант передела сфер влияния. Митину с местными «благородными донами» разговаривать было не о чем. Он пришел в регион как хозяин. Единственный хозяин. В этом — тактическая сила и стратегическая слабость нового губернатора.

В Новгородской области, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», будет наведен порядок - окончательный и бесповоротный

Вся политика нынешней администрации, строго говоря, сводится к попыткам выровнять ситуацию в сельском хозяйстве региона и привлечь в область как можно больше инвестиций. С обеими задачами Митин пока успешно справляется. Кроме того, обновив команду (из администрации были уволены почти все самые одиозные «люди Прусака») и начав атаку на оставшихся в Великом Новгороде представителей ФПГ, губернатор полностью подчинил себе региональную повестку. Быстро и очень эффективно. Михаила Прусака нередко упрекали в авторитаризме, но общественности, которая сама собой выключилась из процесса принятия решений еще в середине 90-х, вскоре придется столкнуться с совершенно новым для области типом управления. И вопреки всей благостности нынешней ситуации она к нему не готова.

Михаил Прусак, как типичный персонаж ельцинской эпохи, не мог не существовать в режиме постоянного выстраивания «сдержек и противовесов». Бывший губернатор половину проблем придумывал себе сам, эти проблемы решал, устраивал фрондерские (в рамках приличий, впрочем) выпады в сторону Москвы и конфликтовал с местными элитами. Вся эта бурная азиатчина со сложными подковерными интригами и интрижками и была региональной политикой для «внутреннего потребителя». Потребитель в целом оставался доволен, несмотря на извечное кухонное ворчание: ему время от времени кидали какую-нибудь новую кость, в которую он впивался в сладостном упоении. Сергей Митин никаких костей никому кидать не будет. Вся его собственно политическая деятельность — проста и очевидна. О том, что будет происходить в регионе в ближайшие несколько месяцев, можно догадаться уже сейчас, даже не располагая какой-либо эксклюзивной информацией.

Во-первых, «Единая Россия» на декабрьских выборах одержит в регионе сокрушительную победу. Сомневаться в этом не приходится: «Справедливая Россия», оставшись без поддержки ФПГ, деморализована, КПРФ может победить только в областной столице: работать во всем регионе она теперь попросту не осмелится, а других конкурентов у ЕР не было и нет. Вероятно, что технологи Антона Бакова, приехавшие в регион делать кампанию СПС, не позволят правым проиграть совсем уж унизительно, но никаких семи процентов они не наберут. Новоприобретенного авторитета самого Митина вкупе с развитой районной сетью вполне хватит, чтобы обеспечить «Единой России» не менее половины голосов.

 pic_text1 Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Во-вторых, уже до декабрьских выборов Митину по силам поставить точку в кампании против криминала. После окончания проверки корпорации «Сплав», начавшейся 12 октября, в регионе не останется силы, которая даже гипотетически смогла бы пойти на конфликт с руководством области. У Митина, повторим, есть принципиально важный ресурс «варяга»: он никому ничего «по старой памяти» не должен, и потому все попытки коммуникации с ним в старой, еще прусаковской, логике обречены на провал. Местный же криминал иной логики не знает. Открытие торгового центра «Лента», запланированное на ноябрь, будет самым веским доказательством того, что Новгородская область перестала быть «бандитским заповедником». Нет сомнений в том, что хотя бы некоторые из крупных инвестиционных проектов на территории региона запустятся уже в самом скором времени. Речь идет в первую очередь о строительстве компанией «Базэл» завода по производству цемента на территории Угловского известкового комбината в Окуловском районе. Планируется, что объем инвестиций в строительство предприятия составит 250 млн долларов, объем выпускаемой продукции — 2 млн тонн цемента в год, а налоговые отчисления превысят 600 млн рублей. Кроме того, 21 сентября китайцы уже начали строительство логистического центра «Великая гора»: общая стоимость проекта — 31,2 млн долларов. Администрация области ведет переговоры с компаниями «Флайдерер» (Германия») и «Парок Групп» (Финляндия). Не забыты и местные предприятия: руководство региона пообещало фирме «Адепт» (пищевая промышленность, производство и переработка мяса) помощь в приобретении заброшенных земель и расширении производства, так что и инвестиции, по всей видимости, ждать себя не заставят, и сельское хозяйство удастся повести к новым победам.

И наконец, в-третьих, в декабре, судя по всему, падет последний оплот ФПГ в регионе — городская дума Великого Новгорода, ведшая с Михаилом Прусаком длительное противостояние за устав города, новый вариант которого позволил бы депутатам самим назначать нового мэра. Митин очень быстро разрубил и этот узел: в сентябре добровольно сложили с себя полномочия 8 из 28 депутатов. Дума, таким образом, стала нелегитимной безо всяких длительных и громких противостояний, новые ее выборы назначены на 9 марта 2008 года, и в их положительном для областной администрации результате сомневаться не приходится. Теперь, на волне общей деморализации «Справедливой России», Великий Новгород получит уже совсем другой городской парламент, и от того, какой вариант устава все-таки будет принят, почти ничего не зависит.

В Новгородской области, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», будет наведен порядок. Окончательный и бесповоротный.

Не порядка, но перемен

Нет сомнений в том, что так страстно жаждавшие «порядка» новгородцы возмутятся очень скоро: ведь они-то хотели «перемен», даже сами не очень представляя, каких именно. Разумеется, тот порядок, который видится Сергею Митину наиболее оптимальным выходом из прусаковской азиатчины, будет именно его, губернаторским порядком. Митин не политик, он даже не станет убеждать население, что все сделанное (а сделано все же будет немало) — плод совместных усилий, что всяческие «активисты» тоже принимали в чем-то участие. Совершенно, кстати, не важно, что тянет-то все на себе именно Митин, а «общественность» так и сидит в ожидании «перемен»: ребенку настоятельно необходимо объяснять, что он «все делает сам» — эта психологическая тонкость известна каждому родителю. Но сейчас, как можно понять, не до тонкостей.

Самое опасное, впрочем, кроется совсем в ином: после декабрьских выборов Сергей Митин останется один. Оппонировать ему не решится никто, никаких иных сил влияния в регионе не останется, и все рычаги управления областью — политические, экономические, социальные — окажутся в руках губернатора, который из самых благих побуждений будет продолжать ровно ту же политику привлечения инвестиций и развития сельского хозяйства. Ни то ни другое не решает принципиальных проблем Новгородской области: миграции молодежи в Москву и Санкт-Петербург, старения населения, общей инертности бизнеса и общества, системных проблем социальной среды — все это, к сожалению, административному регулированию неподвластно и успешными бизнес-проектами не лечится. А никаких иных рычагов у Сергея Митина нет: у него в регионе достаточно поклонников и сторонников, но совсем нет помощников. Потому что лучшие помощники, по всем законам настоящей политики, получаются не из преданных соратников, а из искренних противников. Последних же не сыскать. Губернатор будет допускать ошибки — не вследствие своей некомпетентности, а просто потому, что ошибается всякий, вне зависимости от чина и звания. Вот только указать региональной власти на промахи и предложить какой-то иной вариант развития сюжета будет некому.

Все это не оставляет Новгородской области шанса на действительно мощный и значительный рывок. И то, что этого шанса нет еще у целого ряда регионов, вряд ли может кого-то обнадежить.