Ядра — чистый изумруд

Кирилл Кириченко
12 ноября 2007, 00:00

Для каждой компании наступает момент, когда кажется, что возможности прибыльного роста исчерпаны. При этом современные реалии таковы, что у менеджмента практически нет времени, чтобы тщательно проанализировать ситуацию и разработать план выхода из нее: в наше время инвесторы слишком нетерпеливы и начинают распродавать акции, если компания не показывает приличных темпов роста ежеквартально. Получается, что менеджеры должны иметь наготове рецепт пролонгации прибыльного развития.

В литературе такие рецепты есть. Однако авторы «Стратегии роста в эпоху нестабильности» консультанты по бизнесу Крис Зук и Джеймс Ален считают их неприемлемыми, поскольку в массе своей они предлагают «отбросить старое, оставив в прошлом ядро своего бизнеса». «Иногда такие советы выводят на правильный курс. И все же это, как правило, не решает фундаментальных проблем и может даже усугубить причины неадекватного прибыльного роста», — пишут авторы.

Зук и Ален полагают, что от добра добра не ищут. Ведь ядро бизнеса — это то поле, на котором компания достигла максимума компетенции, и поэтому на нем соперник выиграть не может. И именно здесь генерируются ее основные доходы. Если правильно определить ядро, то оно станет орифламмой в борьбе бизнеса за выход из кризиса. Авторы рекомендуют идти по пути расширения ядра, двигаясь в смежные с ним поля. В первую очередь в голову приходит выход на рынки комплементарных товаров. Но Зук и Ален показывают, что есть и другие варианты. Скажем, заняться каналами распространения, как это сделал Disney, размещая программы посредством интернета в беспроводных сетях связи Японии, что дало новый импульс росту компании. А до этого Disney безуспешно пытался получить второе дыхание вне ядра, скупая спортивные команды, средства массовой информации или бизнесы по продаже недвижимости.