Смертельный рейд

Общество
Москва, 19.11.2007
«Эксперт» №43 (584)
В результате шторма на рейде порта Кавказ потерпели крушение и затонули сразу четыре судна. Таких единовременных потерь по количеству кораблей торгового флота не было со времен Второй мировой войны

За сутки в районе порта затонуло четыре корабля, еще одно судно ушло под воду возле Севастополя. Кроме того, шесть судов сели на мель в акваториях Черного и Азовского морей. Погибли как минимум 24 человека (к моменту подписания номера поисковые работы продолжались).

Катастрофа выглядела следующим образом. Береговые службы передали штормовое предупреждение около 22 часов 10 ноября. Капитанам судов предписывалось принять все необходимые меры для обеспечения безопасности. К тому моменту на рейде порта Кавказ скопилось более 60 кораблей. В дальнейшем шторм нарастал и уже ночью оценивался в шесть-семь баллов. Высота волн достигала шести метров. Палубу 138-метрового судна, о нос которого била волна, заливало на 60–70 метров. В 04.45 по московскому времени на якорной стоянке разломился пополам танкер «Волгонефть-139», груженный более чем четырьмя тысячами тонн мазута. Его носовая часть осталась на якоре, а корма со всеми членами экипажа начала дрейфовать. В 8.40 поступило сообщение о трещине в корпусе с однотипного танкера «Волгонефть-123». В 10.25 затонул сухогруз «Вольногорск», перевозивший более 2,5 тыс. тонн серы. Наткнувшись на «Вольногорск», получил пробоину и начал тонуть другой сухогруз с серой — «Ковель» (полностью он ушел под воду к 19.00). Около полудня затонул сухогруз «Нахичевань», имевший на борту 2 тыс. тонн серы. Помимо этого в районе Севастополя ушел под воду сухогруз «Хаш-Измаил», турецкое судно, шедшее под грузинским флагом с грузом металла из Мариуполя в Тарту. Жертвами катастроф стали 9 моряков с судна «Нахичевань» и 15 членов экипажа «Хаш-Измаила». Кроме того, в разных частях побережья сели на мель суда «Зияя Кос», «Капитан Измаил», «Вера Волошина», несамоходные баржи «Дика», «Диметра», плавкран «Севастополец», буксир «МБ 1224». Это сухое описание катастрофы, при более детальном рассмотрении ситуация выглядит гораздо хуже.

Коварный Эвксинский Понт

При всей привычной курортности Черного моря с точки зрения судовождения его география отличается неприятной особенностью — чрезвычайно малым количеством бухт, в которых можно укрыться от шторма. Все это в полной мере относится и к акватории порта Кавказ. Поэтому сильный шторм в Черном море всегда несет опасность для каботажного (прибрежного) судоходства. Корабли морского (океанского) класса могут выдержать практически любой шторм, который возможен в этом море, малые же суда при пяти-шести баллах оказываются в сложном положении из-за отсутствия безопасных укрытий. Эта проблема — первая составляющая катастрофы, однако отнюдь не единственная.

Все корабли, ушедшие под воду в районе порта Кавказ, относились к классу судов «река–море». По большому счету, это были речные суда, адаптированные к плаванию в прибрежной зоне. Учет и надзор за техническим состоянием всех кораблей ведут две организации — Российский морской регистр судоходства и Российский речной регистр. В соответствии с классом и техническим состоянием судна ему выдается разрешение на плавание в тех или иных условиях. Разница между мо

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (584) 19 ноября 2007
    Финансовый кризис
    Содержание:
    Худшее, конечно, впереди

    Кризис ликвидности на ипотечном рынке США постепенно перерастает в полномасштабный финансовый кризис. Его последствия будут ощущаться на протяжении как минимум года. Особенно тяжелым он будет, если в США начнется рецессия

    Обзор почты
    Реклама