Какие налоги нужны России?

19 ноября 2007, 00:00

На вопросы «Эксперта» отвечают ведущие партии России

СПС

В России огромный профицит бюджета. Как используются средства Стабилизационного фонда, понять не может никто. В то же время сырьевая зависимость страны только усилилась. Более 50 процентов ВВП прямо или косвенно связаны с экспортом энергоносителей, металлов и иного сырья. Наше предложение: освободить малый бизнес от всех налогов, кроме подоходного и отчислений в социальные фонды — Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд. Одновременно с этим ставка единого социального налога (ЕСН) для малого бизнеса должна быть снижена, чтобы он вышел из тени. Напомню, огромное количество зарплат сейчас по-прежнему выплачивается в конвертах, потому что предприниматели боятся. Дефицит, который неизбежно возникнет, — покрывать за счет сверхдоходов сырьевых корпораций с государственным участием. Для них ЕСН снижать не нужно.

 pic_text1 Фото: Митя Алешковский
Фото: Митя Алешковский

Второе. Подоходный налог надо взимать по ставке 13 процентов с доходов выше уровня бедности. Уровень бедности в нашей стране находится где-то в пределах 4 тысяч рублей — это в стране, не в Москве, конечно. Прогрессивная шкала налогообложения — это дело неплохое, только платить его не будут. Дело в том, что ключевое преимущество 13-процентного налога в том, что его платят. Если мы хотим, чтобы богатые уклонялись от налогов, мы можем ввести прогрессивную шкалу. В результате законопослушные граждане будут платить больше, а как раз те, о которых обычно говорят «левые», будут уклоняться, придумают тысячу схем, как обмануть. Этого делать ни в коем случае нельзя, это возвращение к «серой» экономике.

Третье. Нужно ввести налог на имущество физических лиц. Если хотите, назовите его налогом на роскошь. Только оценивать имущество надо не по данным БТИ, а по его рыночной стоимости. Он должен быть небольшим (около 0,5 процента, например), его будет легко собирать, и он решит ту проблему, которую предлагают решить введением прогрессивной шкалы. Если у тебя есть дом, земельный участок на Рублевке, машина Bentley — плати за это.

А вот что касается часто предлагаемой меры отменить НДС и заменить его налогом с продаж, мне кажется, что это не очень эффективно. При абсолютно непрофессиональной бюрократии радикально менять саму налоговую систему — это значит разгромить государство. Это приведет к краху бюджета, резкому скачку уровня коррупции, который у нас и без того чудовищен. Ставку НДС можно чуть-чуть снизить, но надо понимать, что резкое ее снижение приведет к росту цен.

Что бы я еще сделал для малого бизнеса? Я бы ограничил уровень вмененного налога в регионах, чтобы местные власти его не задирали и не уничтожали тамошний бизнес. Нужно обязательно установить верхнюю границу вмененного налога, выше которой подниматься будет нельзя. Конкретные цифры, конечно, зависят от региона, от местоположения бизнеса, от ВРП и так далее. Я, кстати, в свое время был автором этого вмененного налога, и это один из немногих налогов, к которому спокойно относятся бизнесмены. Это было в бытность мою губернатором Нижегородской области, когда никакие торговые точки налоги мне не платили, зато платили дань бандитам. Я вызвал начальника РУБОПа и попросил, чтобы он мне принес преступный прайс-лист. Он принес, и я эти цифры утвердил в городском бюджете как налог. Как сложилось на «сером» рынке, так и утвердил. И когда к ним приходили бандиты, они говорили: «А мы уже заплатили Немцову, с ним разбирайтесь». И в итоге бандиты стали меньше с предпринимателей брать, поток денег в преступный мир снизился, а в городской бюджет они пошли. Потом введение этого закона повсеместно я пробивал и в Госдуме. Но вмененный налог работает, он из жизни, от «крыши».

Еще одна важная вещь: нужно увеличить НДПИ на добычу газа. Потому что «Газпром» платит сейчас раз в пять меньше, чем те же нефтяные компании, этот налог надо сравнять. И при этом беспредельничает, отбирает бизнес, покупает СМИ, работает как политическая дубина. А если они начнут вякать, что у них большая инвестиционная программа, напомню, что они за семь лет не открыли ни одного нового месторождения и не построили ни одного газопровода. Повышение налога на «Газпром», кстати, также поможет решить те проблемы, которые возникнут при снижении ставки ЕСН и отмене подоходного налога для бедных.

Государство хуже всего распоряжается деньгами, частный бизнес — лучше. Резкие шаги, конечно, делать не стоит, но даже те поступательные меры, которые мы предлагаем, смогут серьезно улучшить ситуацию.

Борис Немцов

 

ЛДПР

От налоговой политики, которую проводит государство, напрямую зависит социальная система страны. Сегодня в России действует единый социальный налог, который обязаны выплачивать все предприятия. Именно за счет ЕСН формируется Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Ставка ЕСН сейчас составляет 26 процентов, а до 2005 года — 35,6 процента. Многие предприниматели считают, что этот налог необходимо снизить до 12 процентов. Однако как только ЕСН снизили в 2005 году, средств во все названные фонды стало поступать меньше, пришлось добавлять из бюджета, что продолжается и сейчас. Да, безусловно, ставка ЕСН сейчас высока. ЛДПР за поэтапное снижение налога: в 2009 году — до 20 процентов, в 2010-м — до 15.

 pic_text2

Но главная проблема здесь другая. Главная проблема — это «серые» зарплаты, которых сейчас почти треть. Именно они снижают эффективность ЕСН, следовательно, власти приходится добавлять средства из бюджета. Поэтому одновременно со снижением единого социального налога необходимо ужесточить наказание предпринимателей за выплату зарплат в конвертах. В зависимости от тяжести преступления ответственность может быть как административной, так и уголовной. Тогда бизнес будет дисциплинированным, и доходы бюджета не пострадают. Одно только снижение ставки должного эффекта не даст, однако и не снижать ее тоже нельзя, она довольно высока, и многим предпринимателям просто невыгодно платить.

Теперь что касается подоходного налога. ЛДПР считает, что необходимо переходить от существующей линейной шкалы подоходного налога к прогрессивной. Сейчас каждый — и простой труженик, и олигарх — платит из своей зарплаты 13 процентов. Мы считаем, что с зарплаты до 7 тысяч рублей подоходный налог вообще уплачиваться не должен. С зарплаты от 7 до 15 тысяч его ставка должна составлять 10 процентов, от 15 до 30 тысяч — 13 процентов, от 30 до 100 тысяч — 15 процентов, более 100 тысяч — 20 процентов. Напомню, что прогрессивная шкала действует в большинстве стран. И это правильно, иначе у народа накапливается злость по отношению к богатым. В России, где разница в доходах огромна, без введения прогрессивной шкалы не будет ни социальной, ни политической стабильности.

Еще один важный аспект — экономический рост, увеличение объемов производства товаров и услуг. Здесь враг номер один — налог на добавленную стоимость (НДС). Его ставка сейчас составляет 18 процентов. А добавленная стоимость — это оплата труда и прибыль. Значит, НДС — это фактически налог на зарплату и прибыль. Ввели его в 1992 году, и поначалу его ставка была 28 процентов. Через год опомнились и снизили до 20 процентов. И вот с тех пор этот налог душит производство, особенно в трудоемких отраслях: в обрабатывающей промышленности, а главное, в машиностроении и мелкотоварном производстве. Мы выступаем за отмену НДС и замену его налогом с продаж. По нашим расчетам, без потерь для бюджета цены могут вырасти на 12 процентов. При этом сразу же надо проиндексировать зарплаты и пенсии, ровно на 12 процентов, чтобы граждане не пострадали. После отмены НДС бизнес вздохнет спокойнее, увеличится объем производства, следовательно, экономический рост ускорится. А это означает быстрый рост зарплат и пенсий.

В целом же современная российская налоговая система работает плохо. Плохо решает как социальные проблемы, так и вопросы развития производства. В налоговой службе сейчас занято более 150 тысяч человек. Половина времени у них уходит на расчеты и разбирательства с НДС — это никуда не годится.

Налоговая реформа давно назрела, только не надо рубить с плеча, как это уже однажды сделали в 1992 году. Мы считаем, что необходимо поэтапно, в течение трех лет вводить новые ставки налогов, заранее информируя об этом и бизнес, и население. Тогда начнет появляться доверие к власти, которое сейчас утрачено — во многом из-за малопродуманных реформ.

Владимир Жириновский