Краткая история офисных ядов

Дарья Денисова
26 ноября 2007, 00:00

«Среди людей всегда есть место боли», — утверждал автор этой книги. И значительная часть этой боли аккумулирована в в офисах, банках, цехах и разных других местах, где множество людей зарабатывает себе на жизнь. Важность исследований эмоционального фона организации — факт признанный; поведение компаний и отдельных сотрудников может влиять — и влияет! — на здоровье окружающих. «Заразность» эмоций изучают многие авторитетные исследователи менеджмента — например, Дэниел Гоулман, автор исследований феномена эмоционального интеллекта. Питер Фрост подробнейшим образом объясняет, как возникают отрицательные эмоции на рабочем месте, почему это напряжение разрушительно и что с этим делать.

Отрицательные эмоции в любой компании, разумеется, неизбежны. Их тлетворное влияние обычно недооценивается, потому что в большинстве случаев все нормализуется как-то «само собой». На самом деле неприятная ситуация, будь то личный конфликт или непопулярная реформа, не становится для компании губительной потому, что в коллективе «сами собой» выделяются люди, способные оздоравливать моральный климат посредством сопереживания и правильного поведения, помогающего «возмутителям спокойствия» заново сконцентрироваться на работе. Но сами «чистильщики», или «целители», платят за возможность «брать на себя отрицательные эмоции других для блага коллектива» дорогую цену — борьба с негативом изнашивает иммунную систему такого человека и неосязаемые токсические эмоции превращаются во вполне реальные заболевания. Поэтому Фрост уделяет много внимания методам исцеления самих «целителей»: что могут сделать они сами, что — руководство, обычно не осознающее ни опасности накопления тлетворных эмоций, ни масштаба работ, осуществляемых «чистильщиком» (и, наоборот, часто служащее источником эмоционально токсичных ситуаций). Словом, перед нами недурное пособие по выстраиванию системы защиты сотрудников от «ядовитых» моментов офисной жизни.