Шантаж свободой

Русский бизнес
Москва, 03.12.2007
«Эксперт» №45 (586)
Перенос транспортных маршрутов Lufthansa Cargo из Казахстана в Россию лишит казахстанские аэропорты значительной части прибыли, зато приблизит красноярское Емельяново к получению статуса хаба

Lufthansa Cargo, один из крупнейших в мире грузоперевозчиков, до недавнего времени использовавшая аэропорты Казахстана для промежуточных посадок на пути из Европы в Юго-Восточную Азию (ЮВА), с февраля 2008 года будет сажать свои самолеты в Красноярске. Хотя для перелета с промежуточной посадкой в аэропортах Астаны и Караганды требуется больше времени, чем по транссибирским маршрутам, однако для Lufthansa Cargo такие полеты выгодны благодаря меньшему размеру роялти, который она платит за пользование российским воздушным пространством. «Казахстан — очень важная транзитная страна на пути из Европы в Азию. Если говорить о грузовом обороте, то сегодня Астана — второй по важности грузовой аэропорт после Франкфурта», — поясняет Нильс Хаупт, директор по корпоративным коммуникациям Lufthansa Cargo AG. Точнее, был очень важной транзитной точкой, но российский Минтранс настоял на передислокации немецкого перевозчика в Россию.

Пятый пункт

Операция по перетягиванию Lufthansa Cargo в Россию началась в феврале 2007 года. Тогда российские чиновники уведомили компанию, что если она хочет и впредь летать над территорией РФ в Азию с промежуточной посадкой в Казахстане, то ей необходимо получить разрешение Минтранса — у Lufthansa Cargo такого разрешения не было. Формально с точки зрения международного права компания вправе организовать маршрут через российское воздушное пространство в Казахстан и далее в соответствии с пятым пунктом международных «Свобод воздуха». Но в России приняты только первые четыре правила.

Этой нашей особенностью и воспользовались российские власти, попытавшись заставить Lufthansa выбрать пункт для промежуточной посадки на нашей территории. В конце февраля немцам предложили на выбор два аэропорта — новосибирский и красноярский. А в конце октября наступил решительный момент — истек срок соглашения, по которому Lufthansa получала право на пролет дополнительных рейсов (в том числе через Казахстан) над территорией России. Несколько дней компанию помариновали в неизвестности. В конце концов разрешение дали, но с оговоркой — после 15 ноября полеты могут быть запрещены. Это заставило немецких авиаторов сдаться и согласиться перевести свой трафик в Красноярск, но при условии, что аэропорт будет оборудован по стандартам ИКАО второй категории.

Какие объемы перевозок будут переведены в сибирский аэропорт, пока неизвестно. «Lufthansa Cargo вольна переводить в Красноярск всю свою программу перелетов или только ее часть, которую она выполняет в сегменте Европа–Азия. Они пока не уточнили объемов, о которых может идти речь», — говорит Андрей Егоров, вице-президент по стратегии авиакомпании AiRUnion.

Кто-то теряет

Российская сторона уверена, что немцы ничего не потеряют от переноса рейсов. «Трафик через Россию короче, и за счет этого немцы могут получить экономию по летному времени и по топливу, цена на которое растет. Даже с учетом тех роялти, которые сейчас существуют, все равно экономичнее летать более коротким путем», — говорит Егоров. Его поддерживает,

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (586) 3 декабря 2007
    Госкорпорации
    Содержание:
    Уроки переодевания «Рособоронэкспорта»

    Вместо реализации проектов частно-государственного партнерства власть увлеклась созданием госкорпораций. Эту модель проще использовать для ситуационного управления, но она не может заменить собой стратегию развития и грозит подорвать позиции частных компаний

    Обзор почты
    Рейтинг
    Реклама