Двое из ларца

Русский бизнес
Москва, 03.12.2007
Первый открытый конкурс на частоты для сетей сотовой связи стандарта GSM привел к парадоксальным результатам. Большинство лицензий в 61 регионе РФ получили не сильнейшие игроки, а аутсайдеры рынка

В середине ноября завершился крупнейший по своим масштабам открытый конкурс на лицензии сотовой связи в стандарте GSM в 61 регионе РФ. Ни три компании-лидера (МТС, «Вымпелком», «Мегафон»), ни сотовые «дочки» «Связьинвеста», ни поволжский СМАРТС, которые суммарно занимают более 90% рынка, частот почти не получили. Зато на рынке GSM-связи появились два совершенно неожиданных игрока с серьезными амбициями — «Сумма телеком» и «Скайлинк». А 20 ноября арбитраж и вовсе поставил часть результатов конкурса вне закона. Всех участников рынка теперь будоражат три вопроса. Зачем вдруг нишевые игроки рвутся на рынок, который давным-давно поделен старожилами отрасли? Как получилось, что именно они стали фаворитами якобы справедливого конкурса? И надолго ли будут заморожены столь дефицитные частоты?

Конкурс для позеров

Еще в 2006 году многие эксперты и игроки рынка связи были приятно удивлены, когда тогдашний регулятор рынка федеральное агентство Россвязь вдруг объявило открытые конкурсы на лицензии стандарта GSM почти по всей России. Дело в том, что до 2006 года операторы получали частоты на связь стандарта GSM, которая работает в диапазоне 900 и 1800 МГц, непонятным образом, в основном «договариваясь» с военными. В начале 90-х вообще весь частотный ресурс был в руках силовых структур, и все 16 лет с момента появления первого оператора мобильной связи в России прошли под знаком борьбы связистов за каждый свободный мегагерц. Несмотря на всю коррупционность, эта схема тем не менее не препятствовала вызреванию трех крупных по мировым меркам игроков, два из которых — «Вымпелком» и МТС — уже имеют рыночную капитализацию почти по 35 млрд долларов.

И вот в 2006 году Россвязь проводит ревизию тех частот, которые не используются операторами. И находит их аж в 61 регионе России. Тогда же на них и был объявлен конкурс — вернее, сразу череда из 15 конкурсов, — который начался в апреле этого года и завершился в ноябре. Условия Россвязи были открытыми, к участию приглашали всех. Конечно, с самого начала операторы ждали подвоха. Особенно кипятился «Вымпелком», работающий под торговой маркой «Билайн». Он уже давно изыскал частоты на Дальнем Востоке, а лицензии на этот огромный федеральный округ ему так и не дали.

Вообще говоря, за счет таких конкурсов Россвязь могла достичь двух целей. Первая — усилить в регионах конкуренцию, чтобы цены стали ниже, а качество услуг выше. Для этого надо привлекать новых игроков, так как компании «большой тройки» присутствуют уже в большинстве регионов России (исключая «Вымпелком» на Дальнем Востоке). Вторая цель — обеспечить более широкое покрытие, побудить победителей конкурсов охватить своими сетями самые отдаленные участки России. Особенно это касается лицензий в диапазоне 900 МГц — именно этот диапазон экономически более целесообразен для покрытия больших территорий с низкой плотностью населения. Обе эти цели в значительной степени взаимоисключающие, поскольку небольшие игроки со слабым финансовым мускулом традиционно не стремятся делать ма

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (586) 3 декабря 2007
    Госкорпорации
    Содержание:
    Уроки переодевания «Рособоронэкспорта»

    Вместо реализации проектов частно-государственного партнерства власть увлеклась созданием госкорпораций. Эту модель проще использовать для ситуационного управления, но она не может заменить собой стратегию развития и грозит подорвать позиции частных компаний

    Обзор почты
    Рейтинг
    Реклама