Это вам не Coca-Cola

Международный бизнес
Москва, 03.12.2007
«Эксперт» №45 (586)
Аккумуляция знаний, надежная связь с промышленностью и понимание со стороны государства — вот ключевые составляющие, необходимые для появления в стране бренда-легенды

Что нужно, чтобы у страны появилась легендарная марка — визитная карточка на мировом рынке? Пожалуй, никто не сможет ответить на этот вопрос лучше, чем посетивший на днях столицу Николас Г. Хайек. Он глава швейцарской часовой корпорации Swatch Group, самой крупной (оборот - более 5 млрд швейцарских франков в год) и динамичной (свыше 15% прироста) в мире.

Хайек — и в этом его главная заслуга — возродил швейцарскую часовую индустрию. Он вернул местным компаниям лидирующие позиции на мировом рынке после того, как в середине ХХ века швейцарских часовщиков начали теснить японские производители со своим дешевым кварцем. Стратегически это выглядело как объединение крупнейших в стране часовых активов Asuag и SSIH в компанию Swatch Group и ставка на инновации в обработке стали и сплавов, производстве чипов и других высоких технологиях. В результате Swatch Group стала крупнейшим в мире поставщиком новых механизмов и комплектующих для часов и, главное, получила мощнейший импульс для развития собственного часового производства. Все имеющиеся у компании восемнадцать марок, среди которых особенно на слуху Breguet, Blancpain, Jaquet Droz, Leon Hatot, Omega, Longines, Tissot, Certina, Hamilton, Pierre Balmain, получили развитие и заняли прочные позиции в своих ценовых сегментах.

Хайек совместил в себе талант предпринимателя и политика. Сегодня глава Swatch Group выступает консультантом комитетов по промышленной политике и экономике многих европейских стран, а у себя на родине — инициатором многих национальных проектов, касающихся телевидения, железных дорог, образования.

Сейчас ему 80 лет, он слегка кокетничает («в моем возрасте мужчины становятся более капризными, чем женщины»), и, несмотря на ограниченное время интервью, мы успеваем поговорить о мировой часовой индустрии, ее движущих силах и о том, как создавать работающие национальные мифы.

— Создается впечатление, что мировой рынок часов бесповоротно поделен и появление новых компаний и брендов исключено. В каком направлении тогда развиваться?

— Я бы не заявлял столь безапелляционно. В принципе сегодня любой человек может начать производство часов. Причем как в массовом, так и в люксовом сегментах. В отличие от автомобильной индустрии, где компания обязана сама наладить полный технологический цикл, часовая промышленность имеет глобальное разделение труда, в ней очень развит аутсорсинг. Семьдесят процентов этой индустрии контролируется Швейцарией. Вообще, глобальная часовая промышленность (сюда входит производство как часов, так и комплектующих) выглядит следующим образом. В нижнем сегменте — он составляет почти две трети рынка — расположились Китай, Япония, Швейцария, в том числе, чуть-чуть, Индия и Россия. Около двадцати процентов приходится на средний сегмент, в котором работают Япония и Швейцария. Наконец, десять процентов дорогого, люксового сегмента занято только Швейцарией.

— В свое время вы сделали ставку на разработку новых механизмов, потом — на маркетинг, появились часы «на все случаи жизни». А

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (586) 3 декабря 2007
    Госкорпорации
    Содержание:
    Уроки переодевания «Рособоронэкспорта»

    Вместо реализации проектов частно-государственного партнерства власть увлеклась созданием госкорпораций. Эту модель проще использовать для ситуационного управления, но она не может заменить собой стратегию развития и грозит подорвать позиции частных компаний

    Обзор почты
    Рейтинг
    Реклама