Искусство отвечать на вопросы

Книги
Москва, 03.12.2007
«Эксперт» №45 (586)
На лидерство в бизнесе могут рассчитывать лишь стратеги. Книга гуру менеджмента Дэвида Аакера помогает развить стратегическое мышление у управленцев

Американская школа теоретического менеджмента славится умением изобретать инструменты упорядочивания информации, необходимой для принятия управленческих решений. Что значительно упрощает жизнь практикующего управленца. Используя матрицы типа Бостонской или схемы вроде той, что предложил Майкл Портер для анализа конкурентоспособности, легко определить, на что в первую очередь следует обратить внимание, разрабатывая курс развития бизнеса.

В этом же ключе написана книга Дэвида Аакера. В ней предложена методика стратегического рыночного управления. Правда, методика эта не уложилась в компактную форму матрицы или схемы, хотя в некоторых главах книги, касающихся частных вопросов стратегии, без них не обошлось. Труд Аакера потянул на солидный монографический кирпич. Оно и понятно: правильно разработанная стратегия — ключ к лидерству в бизнесе на многие годы вперед. Поэтому, формируя стратегическое видение и реализуя его, нельзя упустить ни грана существенной информации.

Методика сводится к правильной постановке вопросов, которые менеджеры должны задать себе, формируя представление о перспективах руководимого ими бизнеса. И менеджеры должны быть благодарны автору за то, что тот взял на себя труд сформулировать эти вопросы вместо них — потому что вопросов много, и они разнообразны.

Ведь перспективы бизнеса следует рассматривать с различных точек зрения: макроэкономики, внешней отраслевой среды — покупателей и конкурентов, рыночных условий, внутреннего состояния компании. Занятые текущими проблемами управленцы наверняка бы что-нибудь да упустили. А так — открываешь главку «Основные направления анализа покупателей» и видишь: следует определиться с сегментированием клиентов, их мотивацией и неудовлетворенными потребностями. Для того чтобы определить неудовлетворенные потребности, надо прежде всего задаться вопросом: «Почему некоторые клиенты остаются неудовлетворенными и некоторые из них меняют бренды и продукт?» При всей кажущейся очевидности такой постановки проблемы не каждый способен всерьез задуматься над ней. Ведь зачастую и сами потребители в развитой экономике, в которой достигнуты в общем-то высокие стандарты качества, не осознают, что конкретно их не устраивает в том или ином продукте или услуге. И приходится приложить массу усилий, чтобы вытянуть из их подсознания нужную информацию, ставя новые и новые вопросы. Но результатом может стать новое нестандартное решение, влекущее за собой ослабление позиций конкурентов: «В течение многих лет без особых проблем успешно издавались путеводители. Затем компания Rough Guides предположила, что многих 30–40-летних туристов больше интересуют не “проторенные пути”, а “нехоженые тропы”. И компания начала издавать путеводители “по интересам”, избавляя клиентов от покупки толстых книг, содержащих информацию, 90% которой бесполезно. Веб-сайт компании Rough Guides предлагает путеводители по 14 тысячам направлений».

Когда получены ответы насчет факторов, влияющих на перспективы бизнеса, и очерчено стратегическое поле

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (586) 3 декабря 2007
    Госкорпорации
    Содержание:
    Уроки переодевания «Рособоронэкспорта»

    Вместо реализации проектов частно-государственного партнерства власть увлеклась созданием госкорпораций. Эту модель проще использовать для ситуационного управления, но она не может заменить собой стратегию развития и грозит подорвать позиции частных компаний

    Обзор почты
    Рейтинг
    Реклама