Не хлебом единым

Русский бизнес
Москва, 03.12.2007
«Эксперт» №45 (586)
С ростом доходов населения российская привычка все есть с хлебом уходит в прошлое, осложняя жизнь отечественным хлебопекам. Теперь, чтобы остаться на рынке, им нужно учиться торговать не просто хлебом, а здоровьем и удовольствием

Хлебозаводы Поволжья задумались над повышением собственной рентабельности. В нише традиционного хлеба она сейчас составляет примерно 2–3%. Навязанная властями обязанность сдерживать цены (согласно введенному в прошлом месяце мораторию, хлебопеки должны воздержаться от повышения отпускных цен на так называемые социальные сорта хлеба до января будущего года) при дорожающих бензине, энергоносителях и сырье сокращает и без того низкую доходность заводского хлебопечения. «Нам ничего не остается, кроме как делать более дорогой продукт», — говорит главный экономист Объединенной хлебной компании, крупнейшего хлебопекарного холдинга Татарстана, Николай Жидких.

Придавленные кошельком пенсионера

Но мораторий — лишь часть проблемы. Важнее изменение потребительских предпочтений, которое докатилось и до берегов Волги. Главная тенденция в современной России — общее снижение интереса к хлебу, некогда обязательному элементу национальной гастрономической культуры. Если еще десять лет назад среднестатистический россиянин съедал около 180 кг хлеба в год, то теперь — примерно 90 кг. Больше половины этого объема (60%, по данным исследования, недавно проведенного аналитической компанией «Прорыв») по-прежнему приходится на традиционные (социальные) сорта, которые потребляет не более 10% населения страны. Остальные граждане России предпочитают покупать хлеб время от времени, иные и вовсе отказываются от него.

Чтобы не терять своего главного покупателя, чувствительного к изменениям ценников, хлебозаводы стараются держать цены низкими, насколько это возможно. Владимир Ерошин, заместитель генерального директора Самарского булочно-кондитерского комбината (СБКК), подсчитал, что хлебозавод по основным сортам хлеба работает с минимальной рентабельностью. Стоимость буханки в Самаре составляет примерно 13–14 рублей, из которых лишь 30–40 копеек идет предприятию. Таким образом, возможностей для сохранения отпускных цен у хлебопеков не остается. Г-н Ерошин полагает, что сейчас больше свободы сыграть на ценах у мелких пекарен, которые могут выпускать продукцию малыми партиями с минимальными издержками, организуя сбыт прямо на месте, а также у агропромышленных холдингов. В Нижегородской области, к примеру, в нише социального хлеба работает местная многопрофильная компания «Саюс». С сентября она расширила географию своего бизнеса, выйдя в Самарскую область. Ее пекарня мощностью до15 тонн продукции в сутки реализует товар через передвижные ларьки по цене, не превышающей 9 рублей за буханку. На эту же ценовую нишу ориентирован и Сибирский аграрный холдинг (САХО), объявивший о планах развития сети мини-пекарен в Поволжье (Самара, Казань, Ульяновск и другие города).

Владимир Ерошин предполагает, что торговать по таким низким ценам этим компаниям позволяет лишь наличие в их структуре полной производственной цепочки от поля до прилавка. А Владимир Рожнов, исполнительный директор самарской компании Tidbit, сделавшей себе имя на продаже недорогого хлеба и изделий из слоеного теста, уверен, чт

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (586) 3 декабря 2007
    Госкорпорации
    Содержание:
    Уроки переодевания «Рособоронэкспорта»

    Вместо реализации проектов частно-государственного партнерства власть увлеклась созданием госкорпораций. Эту модель проще использовать для ситуационного управления, но она не может заменить собой стратегию развития и грозит подорвать позиции частных компаний

    Обзор почты
    Рейтинг
    Реклама