Власть не доверяет государству?

Тема недели
Москва, 03.12.2007
«Эксперт» №45 (586)
Госкорпорации появляются там, где есть задача, которая воспринимается властью как значимая, возможность связать ее с проблемой национальной безопасности и наличие влиятельной фигуры, видящей в этом частный интерес и способной к эффективному лоббированию

Госкорпорации растут как грибы после дождя. За последние полгода приняты законы о создании шести — Банк развития, «Олимпстрой», «Роснанотех», Фонд реформирования ЖКХ, «Ростехнологии», «Росатом». Обсуждаются еще две — Госкорпорация по рыболовству и «Автодор». О том, что стоит за идеей их создания, какие ГК могут быть потенциально эффективными, а какие нет, где участие государства уместно и в какой форме, «Эксперту» рассказал главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования Яков Паппэ.

— Что стоит за идеей создания госкорпораций: определенная стратегия или желание государства подгрести под себя как можно больше активов, оттеснить частный бизнес, просто нажиться, наконец?

— Это, безусловно, определенная политика, смысл которой состоит в следующем. Если есть проблема, то надо создать государственную структуру для ее решения. Если проблема важная и сложная, то и структура должна быть с особыми полномочиями. Стратегией же это назвать нельзя, поскольку причины, цели и логика в каждом случае свои. Причем давайте сразу отделим ГК и ОАО с контрольным или доминирующим пакетом у государства. ГК - это специальная форма некоммерческой организации. Изначально она была придумана после кризиса 1998 года для Агентства по реструктурированию кредитных организаций (АРКО). Ныне это Агентство по гарантированию вкладов. Потом эта форма была сочтена удобной для решения других государственных задач.

У каждой ГК есть своя официально заявленная цель. Этого Гражданский кодекс требует от любой некоммерческой организации. Но я не уверен, что по всем корпорациям заявленные цели совпадают с реальными. Например, объединение военной и гражданской атомной промышленности в едином «Росатоме» позволяет думать, что у него есть и другие задачи кроме реализации анонсированной программы развития атомной энергетики. Предполагаю также, что работа на усиление военной мощи страны будет занимать в деятельности «Ростехнологий» и, возможно, «Роснанотеха» значительно большую долю, чем это прямо следует из учредительных документов. Что касается Фонда реформирования ЖКХ и гипотетического «Автодора», то здесь все прозрачно: они созданы под социально-экономические задачи, которыми частный бизнес заниматься пока не готов. То есть мы фактически создаем некий новый механизм финансирования жилищного и дорожного строительства.

— То есть все так просто и понятно. А частных интересов вы здесь совсем не видите?

— Допускаю, что они есть. Но не пугайтесь — ничего криминального. Просто представляется, что некоторые госкорпорации, похоже, созданы по инициативе людей, которым лично доверяет президент Путин. И они таким образом хеджируют свои собственные риски, связанные с выборами. Для меня, например, очевидно, что позиция Кириенко в качестве руководителя ГК «Росатом» будет куда более стабильной, чем в качестве руководителя Федерального агентства по атомной энергетике. То же самое касается и Сергея Чемезова. Работа главы «Рособоронэкспорта» непростая, но хлебная и непыльная. На нее нашлос

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (586) 3 декабря 2007
    Госкорпорации
    Содержание:
    Уроки переодевания «Рособоронэкспорта»

    Вместо реализации проектов частно-государственного партнерства власть увлеклась созданием госкорпораций. Эту модель проще использовать для ситуационного управления, но она не может заменить собой стратегию развития и грозит подорвать позиции частных компаний

    Обзор почты
    Рейтинг
    Реклама