Риторика предвыборной борьбы

Политика
Москва, 03.12.2007
«Эксперт» №45 (586)
Определяющей чертой нынешней предвыборной кампании стало принципиальное несовпадение риторики и реальности

Когда выйдет этот номер «Эксперта», предварительные результаты выборов будут известны. Но когда этот номер сдается, идут последние часы агитации, и мы еще можем, не зная результатов (задним числом многие оценки и акценты меняются), спокойно попытаться разобраться в том, какую риторику использовали партии, участвовавшие в выборах. О чем и как они говорили, какие положительные и отрицательные образы выбирали.

«Единая Россия»

Нынешняя предвыборная кампания — это, по сути дела, одна большая предвыборная кампания «Единой России». Впрочем, после того как 1 октября на съезде партию возглавил Владимир Путин, значение слова «выборы» заметно сместилось и стало означать уже не только непосредственно выборы депутатов Государственной думы, но и референдум по доверию президенту и его курсу. Более того, именно голосование за Путина и стало основой риторики «Единой России». Даже само упоминание партии на ее предвыборных плакатах и роликах было сведено к минимуму, а место названия партии заняло имя президента. Основные лозунги: «План Путина — победа России», «Москва (Владимир, Брянщина, Ханты-Мансийск) голосует за Путина», «Я — за Путина». И только в основной серии предвыборных телевизионных роликов вместе с Путиным прямо упоминается название партии — «За Путина, за “Единую Россию!”». В единственном же массовом плакате без упоминания Путина — «Голосуй за №10!» — «Единая Россия» тоже не упоминается.

Смещение акцента с партии на человека, возглавляющего ее список, определило и всю предвыборную риторику. Предметом обсуждения стали не четыре года работы партии в Думе, а итоги восьмилетнего президентства Путина; не достижения деятелей партии, а личность первого номера в его списке; не программа партии, а «план Путина»; не соперники партии, а «враги Путина». Все это резко расширило поле риторики: врагов партии «Единая Россия», например, было бы очень непросто трансформировать во врагов России, с врагами же Путина — президента страны, которого поддерживает большинство населения, — эта трансформация происходила куда проще и естественнее.

Позитивный мессидж, разумеется, тоже определяли личность Путина и достижения последних восьми лет: стабильность, порядок, рост благосостояния, уверенность в завтрашнем дне.

Что же касается негативного образа, то тут выбор был далеко не очевиден. Риторика самого Путина по отношению к 90-м все восемь лет его президентства была вполне диалектичной. Он признавал, что именно в 90-е был заложен фундамент нынешней России, и в этом смысле путинская Россия наследовала ельцинской. Но наследование это было не прямым. Он не только продолжал начатое в 90-е, но и преодолевал их в борьбе за новую Россию. Риторика нынешней кампании сняла всю эту диалектику, максимально упростив картину. 90-е стали временем унижения, зависимости и распада, когда страной управляли злые олигархи. А возвращение их — главным страхом и главной угрозой для страны.

«Я не хочу, чтобы вернулись 90-е» — этот рефрен основной серии предвыборных роликов определял одновременно и сист

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (586) 3 декабря 2007
    Госкорпорации
    Содержание:
    Уроки переодевания «Рособоронэкспорта»

    Вместо реализации проектов частно-государственного партнерства власть увлеклась созданием госкорпораций. Эту модель проще использовать для ситуационного управления, но она не может заменить собой стратегию развития и грозит подорвать позиции частных компаний

    Обзор почты
    Рейтинг
    Реклама