Вавилонская дискотека

Культура
Москва, 03.12.2007
«Эксперт» №45 (586)
За бурными дебатами о том, как музыкальная интернет-революция скажется на доходах суперзвезд и рекорд-лейблов, большинство спорщиков забывает подумать, как она скажется на самой музыке

Музыкальную индустрию трясет и лихорадит; что ни месяц — тектонические сдвиги и закрытые переломы. Британская группа Radiohead, один из самых востребованных и значимых рок-составов современности, выпустила новый альбом «In Rainbows» без всякой поддержки лейблов, в интернете. Пластинку в формате mp3 можно скачать с сайта группы, заплатив за нее столько, сколько покупатель сочтет нужным (в том числе и ноль центов); можно за 40 фунтов приобрести подарочное издание альбома с дополнительным диском, двумя виниловыми пластинками и красочным буклетом (посылки будут рассылать подписчикам аккурат с этого понедельника, с 3 ноября); можно будет с нового года купить обычный и компакт-диск. Бизнес охнул (лейбл EMI даже решил подложить своим бывшим клиентам свинью и переиздать весь бэк-каталог Radiohead как раз в момент выпуска нового альбома), слушатели ухнули, группы ахнули — судя по многочисленным слухам, теперь такие демарши мейнстримовых артистов станут массовыми.

Лидер важной индустриальной группы Nine Inch Nails Трент Резнор горячо поддержал начинание Radiohead, избавился от контракта с ненавистным лейблом, обещал в самом скором времени показать всем кузькину мать и заодно признался, что скачивает музыку через торрент-трекер Oink.cd, — как и еще 180 тысяч активных интернет-меломанов. Признался, впрочем, запоздало: незадолго до того британская полиция совместно с сотрудниками Интерпола конфисковала серверы с данными Oink и арестовала их хозяина, программиста из английского городка Мидлсбро, а также его компьютер и любимую игровую приставку. Блогеры взвыли, организовали массовый протест и немедленно насоздавали серверов на замену Oink — благородное дело бескорыстных пиратов живет и побеждает. Продажи компакт-дисков падают. Тиражи музыкальных журналов снижаются. Сети музыкальных магазинов признают себя банкротами. Артисты зарабатывают на хлеб гастролями (ситуация, типичная для РФ с ее преобладанием пиратской продукции, но абсолютно немыслимая прежде для Европы и США) и ведут свои дела сами. Руководители лейблов рвут на себе волосы и пытаются привлечь к ответственности тех, кто меняется песнями в Сети. Музыкальные новости становятся похожи то на биржевые ведомости, то на криминальную хронику. Все катится в пропасть, причем уже не в первый раз.

Поступок Radiohead (которые, судя по всему, придумали простую и ловкую новую схему взаимодействия артистов и поклонников — по крайней мере, в тех случаях, когда артисты могут быть уверены в наличии достаточного количества честных и кредитоспособных слушателей), инцидент с Oink (который больше похож на акцию устрашения, чем на осмысленную попытку повлиять на происходящее: бороться с файлообменом при помощи полиции все равно что пытаться издать зимой декрет о запрете снега) — все это этапы большого пути, который начался не сейчас и не закончится в обозримом будущем. Финансовые проблемы музыкальных корпораций, судьбы дистрибуции, варианты выхода из кризиса (путем, скажем, радикального изменения процедуры авторских отчисле

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (586) 3 декабря 2007
    Госкорпорации
    Содержание:
    Уроки переодевания «Рособоронэкспорта»

    Вместо реализации проектов частно-государственного партнерства власть увлеклась созданием госкорпораций. Эту модель проще использовать для ситуационного управления, но она не может заменить собой стратегию развития и грозит подорвать позиции частных компаний

    Обзор почты
    Рейтинг
    Реклама