Связать концы с концами

Общество
Москва, 10.12.2007
«Эксперт» №46 (587)
Столица впадает в транспортный паралич, но, похоже, профильные ведомства не спешат принимать действенных мер. Такие меры чиновникам либо неясны, либо неинтересны

Многочасовые заторы — привычное явление для водителей в крупных российских городах, но все рекорды бьет, конечно, столица — самый большой по населению город в Европе. В 2006 году в Москве было около 3,3 млн транспортных средств. И в ближайшие годы их число будет только расти: по уровню автомобилизации Россия пока отстает от развитых государств (см. график 1) в три-четыре раза. По прогнозам экспертов, к 2010 году автопарк в Москве может увеличиться до 4 млн машин, а к 2015 году — до 5 млн.

Главные причины проблем на столичных дорогах нужно искать в двух областях. Во-первых, советская модель улично-дорожной сети разрабатывались лет тридцать назад. Она просто не соответствует современным запросам мегаполиса. Во-вторых, ее неэффективность усугубилась хаотичным развитием города и транспортной культуры в последние полтора десятилетия.

Существуют универсальные рецепты улучшения транспортного сообщения в городе: улично-дорожная сеть должна быть связанной; скоростные магистрали должны проходить над уличной сетью, а не вместо нее; автомобилям нужны внеуличные парковки и гаражи, а автомобилистам — оперативная информация о трафике и свободных парковках. Наконец, большой город не может обойтись без развитой системы общественного транспорта, способного по скорости и комфорту дать фору личному автотранспорту.

Однако в Москве прислушиваются к мировому опыту, да и к элементарной логике далеко не всегда. Пока городские власти не спешат кардинально менять свою транспортную политику. Так, столица продолжает развиваться в ключе Генерального плана 1971 года, причем даже сотрудники Генплана признают, что реализация генеральной транспортной схемы запаздывает на десять лет. В городе даже не ведется централизованной транспортной статистики, а анонсированное летом 2007 года внедрение технологий для ее ведения отложено на неопределенный срок.

Просчитались

Недавно по различным социальным сетям интернета распространили целую серию архивных фотографий Москвы 30–50-х годов. Карточки на зависть любому водителю: широченные проспекты почти пусты, немногочисленные автомобили и многочисленный общественный транспорт едут свободно, как тогда говорили, с ветерком.

В результате глобальной перестройки Москвы согласно Генплану 1937 года город действительно стал раем для автотранспорта. К слову, Соединенные Штаты тогда задыхались в пробках. Уровень автомобилизации в крупных американских городах достиг современных российских значений — 250–300 транспортных средств на тысячу человек — еще 80 лет назад. В советской России ни одни проектировщик не мог даже предположить, что в обозримом будущем в стране появится столько личных автомобилей. По расчетам сотрудников Генплана, к концу 1980-х — началу 1990-х годов уровень автомобилизации должен был достигнуть примерно 60 машин на тысячу человек, в самых оптимистичных прогнозах до 2000 года — 180 автомобилей. В реальности уже к 1995 году число зарегистрированных автосредств составило порядка 200 на тысячу человек, то есть 1,76 млн единиц. Из них 1,24

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №46 (587) 10 декабря 2007
    Выборы
    Содержание:
    Вторая сила

    Выборы в Государственную думу определили основу будущей системы власти, основанной на двух центрах силы. Теперь, контролируя конституционное большинство в парламенте, Путин может без особых рисков сделать ставку на сильного президента

    Обзор почты
    Реклама