Если вы увидите, как кто-то, к примеру, портит пятидесятифунтовую банкноту, калякая поверх королевы шариковой ручкой странную тварь с фаллосом вместо носа и вагиной вместо рта, то наверняка рефлекторно вздрогнете. Не беспокойтесь: такой ерундой теперь обычно промышляют братья Чепмены — Джейк и Динос. В 80-е — скандально известные молодые британские художники, сейчас — вполне себе румяные ребята в полном расцвете сил, принадлежащие к истеблишменту и выглядящие здоровыми даже психически. Таким экстравагантным образом любимцы гранд-коллекционера Саатчи и авторы художественных проектов с названиями вроде «Изнасилование творчества» или «Изысканный труп» всего лишь переоценивают «эту дрянь — паршивые деньги»: вышедшие из-под их пера «испорченные» бумажки прибавляют примерно два с полтиной порядка к номиналу.
На выставке, открывшейся в прошлый понедельник в галерее «Триумф», помимо уже известных (отчасти и московской публике) работ был представлен опыт переоценки посредством подрисовывания всяких гадостей «паршивой викторианской живописи», купленной братьями, судя по всему, на блошином рынке. Братья позировали фотографам, размахивая лупами над столом, где нагромоздили свой знаменитый «Ад» — кучу очень мелких неполиткорректных скульптурных композиций с фигурками членоносых, вагиноротых нацистов, кого-то там кропотливо мучавших (без лупы не разберешь). Затем стол окружили дети, которых, естественно, искусила возможность что-то поразглядывать через эту самую лупу. Но за детей можно было не волноваться, их братья любят — они же, в общем-то хоть уже вроде и не молоды, сами как дети.

Все их искусство — пусть, по их утверждению, и не нарративное, тем не менее вполне соотносимо с детским творчеством, включая обычные страшилки — пусть и не про черную руку, а про черный фаллос, но какая в итоге разница? Доказательством тому, к примеру, расцвеченные акварелькой якобы гравюры, имитирующие детскую раскраску, в которой сначала нужно по цифрам нарисовать контур. Очень, очень милые и добрые, трогательные картинки. Которые уже благополучно проданы. Как, впрочем, и все остальные работы, включая те, что прежде уже были представлены в Москве. Что свидетельствует не только о хороших навыках галереи в торговле современным искусством, но и о возрастании количества москвичей, готовых тратить на это искусство деньги.