Генпрокурор Юрий Чайка во время встречи с Владимиром Путиным предложил передать расследование преступлений средней тяжести (максимальный срок наказания — пять лет) от следователей к дознавателям. Он также предложил вернуть протокольную форму дознания, существовавшую в старом УПК (новый был введен в декабре 2001 года). Такая форма не предполагала предварительного следствия и всего, что с ним связано (допросы, экспертизы и т. д.), вместо этого выносилось постановление, которое сразу направлялось в суд.
Прокуратура объясняет необходимость этих изменений заботой о тех, кто попадает под следствие. Согласно УПК, следствие может идти до двух лет, а дознание — не более шести месяцев. Предполагается, что передача дел по преступлениям дознавателям сократит срок пребывания подследственных в СИЗО.
Однако воплощение планов прокуратуры радикально не изменит положения подследственных. Протокольная форма дознания предусмотрена только по легким преступлениям, обвиняемые в них нечасто попадают в СИЗО. По преступлениям средней тяжести арест не редкость, однако расследование таких преступлений, как правило, не превышает двух-трех месяцев (если не приходится долго ждать результатов экспертиз). С учетом того, что штат дознания укомплектован едва ли наполовину, качество расследований ухудшится, а сроки содержания под стражей увеличатся.
Поэтому инициатива Чайки, скорее всего, продолжает борьбу за властные полномочия между Генпрокуратурой и Следственным комитетом. Следствие прокуратура теперь не контролирует, зато в отношении дознавателей у нее сохранились все прежние полномочия: давать санкцию на возбуждение уголовного дела, прекращать дела и передавать их от одного дознавателя к другому. Между тем дела по преступлениям средней и небольшой тяжести составляют около 60% всех уголовных дел.