Схватка за высокое разрешение

Сергей Скрипников
21 января 2008, 00:00

В войне форматов дисков нового поколения наметился лидер — Blu-ray. А вот на каких экранах будут отображаться фильмы, записанные на Blu-ray, пока вопрос

«Противник продолжает наступать, — говорит один из генералов в немецкой форме. — Они захватили все ключевые точки сети “Блокбастер”. Ведущие магазины начинают эксклюзивно продавать их плееры…» — «Ерунда, — резко отвечает человек, похожий на Адольфа Гитлера, — у нас есть Warner Brothers с его эксклюзивными картинами, ситуация под контролем».

Так начинается юмористический видеоролик, посвященный борьбе двух конкурирующих технологий записи на диски нового поколения — HD-DVD и Blu-ray. Всего за несколько дней по окончании крупнейшей в мире выставки потребительской электроники CES (Consumer Electronic Show), проходившей в Лас-Вегасе в начале января 2008 года, этот ролик посмотрели на популярном портале YouTube почти полмиллиона раз. И не случайно: авторы, наложившие на немецкую картину «Бункер» о последних днях Гитлера альтернативные субтитры, попытались представить, какая драма произошла в лагере сторонников HD-DVD всего за несколько дней до начала CES. Одна из ведущих мировых киностудий Warner Brothers неожиданно приняла решение выпускать свои фильмы не на HD-DVD, а на Blu-ray.

«...сэр, Warner решил эксклюзивно поддерживать Blu-ray, включая свою студию New Line Cinema..» — трагическим голосом продолжает немецкий генерал. После короткой паузы Гитлер буквально взрывается, крича и брызжа слюной: «Их верность была основой нашей будущей победы! Они же контролируют 30 процентов рынка домашнего видео! Как мы выживем теперь?! У нас остались только Universal и Paramount, как вообще мы можем выжить всего с двумя голливудскими киностудиями? — скорбно продолжает “Гитлер”. — Теперь все кончено... Отмените нашу пресс-конференцию на CES-2008».

 pic_text1 REUTERS
REUTERS

Специальная пресс-конференция HD-DVD и правда не состоялась — лагерь сторонников этой технологии не выдержал предательства Warner. Впрочем, топор войны ни один из лагерей закапывать не собирается. Более того, тема «высокого разрешения» стала ключевой в этом году на CES. И судя по всему, схватка за телевидение высокой четкости в самом разгаре. В эпицентре сражения не только технологии Blu-ray и HD-DVD. Гиганты электронной индустрии — Panasonic, Samsung, LG, Sony, Sharp, Pioneer бьются еще и за большие телеэкраны: плазма против жидкокристаллических панелей.

Эндшпиль

Бесспорно, схватка двух форматов порядком затянулась, перелом назревал.

Вообще говоря, обе технологии используют для записи информации на диск так называемый синий лазер, в отличие от технологии DVD, которая базируется на работе красного лазера. Синий имеет длину волны 405 нм, а красный и инфракрасный лазеры на DVD и CD соответственно 650 нм и 780 нм. Уменьшение длины волны синего лазера позволяет вдвое сузить дорожку при записи по сравнению с обычным DVD и тем самым еще сильнее увеличить плотность записи. Технология HD-DVD потому и имеет в своем названии аббревиатуру DVD, что была разработана как продолжение этого формата: проще говоря, красный лазер при записи сменили на более плотный синий, что позволило записать на диск сразу 15 гигабайт информации. А вот Blu-ray был разработан почти с нуля, поэтому совместимости с DVD не имеет. Поначалу этот фактор считался явным преимуществом HD-DVD: фабрика для производства оборудования для этого формата стоила заметно меньше, чем для Blu-ray. Была у новичка и еще одна проблема. Дело в том, что главное отличие Blu-ray от формата-конкурента в записи данных, которая производится заметно ближе к поверхности — на расстоянии всего 0,1 мм, в то время как у DVD и HD-DVD — 0,6 мм. Выигрыш в объеме записанных данных — 25 гигабайт — имел и свою оборотную сторону: диски Blu-ray легко повреждались. Однако в 2004 году TDK разработала специальное твердое полимерное покрытие durabis, и диски стали надежно защищены. Впрочем, уже тогда было очевидно: исход битвы определят не столько преимущества технологий, сколько позиции ведущих производителей кино — голливудских студий.

Оба альянса пустились щеголять своими системами защиты от копирования, параллельно запуская в производство все больше плееров с поддержкой своих стандартов. Стратегическое решение приняла Sony, один из лидеров альянса Blu-ray, решив внедрить в свои игровые приставки Playstation 3 проигрыватель Blu-ray. А вот Microsoft из лагеря HD-DVD в своей приставке Xbox 360 поддерживать HD-DVD не стал.

Что касается студий, то перед выставкой силы распределились так: Sony, Columbia Tristar, Buena Vista (Disney, Miramax, Touchstone) — в лагере Blu-ray, а Universal, Paramount и Dreamworks — за HD-DVD. При этом две последние студии вошли в состав сторонников потому, что альянс HD-DVD выплатил им 150 млн долларов «поощрительных». Наконец, особое значение имела поддержка Warner, одного из ключевых игроков видеоиндустрии, который сначала встал на сторону Blu-ray, затем обоих форматов, а вскоре переметнулся в лагерь противника.

Накануне CES стало ясно, что равновесия в борьбе двух стандартов все меньше и меньше. Несмотря на более высокие цены, американцы определенно отдавали свое предпочтение Blu-ray. Sony продала по всему миру уже не менее 8–9 млн приставок PS3, 87% владельцев которых смотрят фильмы в этом формате. В целом только в США к концу прошлого года было продано свыше 9 млн всех видов устройств с поддержкой Blu-ray. Несмотря на баланс по ассортименту картин на обоих видах дисков — 332 фильма на Blu-ray и 328 на HD-DVD (на ноябрь 2007 года), — за первые девять месяцев прошедшего года в США было продано 2,6 млн дисков Blu-ray и лишь 1,4 млн дисков HD-DVD. И это несмотря на то, что плееры HD-DVD под Рождество стоили в США ниже 100 долларов, а плееры Blu-ray — не менее 200. По всем признакам стало ясно, кто захватил лидерство. Так что окончательный выбор Warner в пользу Blu-ray оказался вполне закономерен. «Прорыв в сфере видео высокого разрешения может быть сильно задержан, если мы не прекратим смущать потребителя конфликтами технологий», — так объяснил позицию компании председатель совета директоров Warner Bros. Барри Мейер.

Газ против кристаллов

Но никакого прорыва ни у того, ни у другого лагеря не будет, пока потребители в массовом порядке не обзаведутся телевизорами, способными показывать видео высокой четкости. По большей части это широкоформатные панели, ведь на небольших экранах преимущества высокого разрешения почти незаметны. Битва идет между технологиями плазменных телевизоров и жидкокристаллических панелей LCD (liquid crystal display). Разумеется, прямо свое предпочтение какой-то одной технологии почти никто не высказывает, однако по масштабам инноваций каждого из производителей легко сделать вывод, кто в какой лагерь вошел. Так, Panasonic и Pioneer определенно выбрали плазму, а Sony, Samsung, Sharp — LCD. Что касается LG, то эта компания, по-видимому, пытается держаться сразу и за плазму, и за жидкие кристаллы.

Ярче всех на этой CES выступил Panasonic, показавший на открытии плазменную панель диагональю 150 дюймов. Панель, которую выносили на сцену сразу несколько человек, может отобразить слона в натуральной величине. Еще одна новинка компании — плазменная панель толщиной всего чуть более двух сантиметров. Впрочем, в плане сокращения габаритов еще больших результатов достиг Pioneer, представивший плазму не толще сантиметра. Проблема размеров тревожит и производителей, сделавших ставку на LCD. И Samsung, и LG, и Sony показали модели толщиной в районе четырех сантиметров или чуть больше. Sharp благодаря последним разработкам сумел добиться толщины панели всего в два сантиметра.

Основные инновации в плазме представлял в этом году Panasonic. Инженеры компании сумели вдвое снизить энергопотребление плазменных панелей, тем самым уравняв их с ЖК. Сокращение толщины панели — результат уменьшения системы охлаждения, которая необходима при столь высоких напряжениях.

Между тем и компании — апологеты ЖК не дремлют. Все они переводят свои панели на матрицу типа IPS (In-Plane Switching), наиболее передовую на сегодняшний день, повышают контрастность частиц и скорость отображения движения на экране за счет все более сложного расположения жидких кристаллов и электродов в матрицах.

Все эти высокотехнологичные тонкости вендоры преподают американцам не случайно. И дело не только в борьбе за лидерство в технологиях новых дисков. 17 февраля 2009 года в США будет полностью отключено аналоговое вещание — все каналы к этому дню должны будут полностью перейти на цифровой сигнал. Многие из них уже сделали это, а некоторые — их набралось уже более ста — даже открыли вещание в высоком разрешении. Конечно, бедные семьи едва ли станут думать о каналах в HD, им правительство раздаст по два ваучера на семью номиналом в 40 долларов, чтобы они смогли обменять их на сет-топ-боксы для приема цифрового сигнала на их прежних телевизорах. По оценкам аналитиков, таких семей в США может оказаться от 7 до 15%. Зато более богатые наверняка захотят сменить домашние экраны: заманить их в HD могут и сто HD-каналов, и огромное количество фильмов (в сумме более 1000 наименований на Blu-ray и HD-DVD), и доступные приставки обоих технологий по цене от 100–200 долларов. Выбор американцев, а за ними и всей планеты зависит от того, сколь успешно маркетологи производителей сумеют донести им весть об устранении недостатков своих технологий.