Архитектор коротких путей

Культура
Москва, 28.01.2008
«Эксперт» №4 (593)
Даже в рамках крупных городов должны возникнуть зоны смешанной застройки, где жилые здания могут соседствовать с офисами и промышленными предприятиями. Такой город будет наиболее комфортен для жителей, считает один из ведущих немецких архитекторов

Бюро Albert Speer & Partner — один из лидеров не только немецкого, но и мирового архитектурного рынка. Возглавляющий франкфуртскую компанию 73-летний Альберт Шпеер представляет уже третье поколение архитекторов в своей семье (его дед был архитектором Веймарской республики, а его отец был министром вооружений и военной промышленности и ведущим архитектором Третьего рейха) и строит дома, кварталы и целые новые города по всему миру — от Германии и Китая до Нигерии и Саудовской Аравии. Корреспондент «Эксперта» встретился с мэтром архитектуры, чтобы поговорить об идеальном городе.

— Господин Шпеер, вы знаете ответ на вопрос, что такое идеальный город?

— Я занимаюсь городским планированием и архитектурой уже больше сорока лет — и даже за это время представления об идеальном городе менялись. Современный взгляд на эту проблему: город должен быть как можно более компактным, он должен оптимально использовать свою инфраструктуру. В принципе во многом это переосмысливание модели средневекового европейского города, в котором любая точка находилась в пределах пешей доступности. Средневековые города были гораздо меньше современных, и к тому же их застройка представляла собой мешанину из зданий, несущих самую разную функциональную нагрузку. Так вот, сорок лет назад, когда я начинал заниматься архитектурой, представления об идеальном городе были иными. Считалось, что город должен состоять из различных зон: жилой, промышленной, рекреационной.

— Эта концепция была разработана немецкими архитекторами.

— Да. По мнению архитектора Эрнста Мая — в 20-х годах он работал планировщиком городской застройки во Франкфурте, а потом, в 30-х, в Москве, — города должны были превратиться в гигантские жилые зоны, обслуживающие такие же гигантские промышленные комбинаты. Но дело в том, что современная промышленность совершенно иная, нежели сорок лет назад. Сегодня промышленный объект легко может располагаться в центре города. Вспомните хотя бы «стеклянную мануфактуру» Volkswagen в Дрездене — стеклянное здание, стоящее практически бок о бок с Дрезденской картинной галереей. Новые технологии позволяют осуществлять смешанную застройку — и так возникают маленькие города, или «города коротких путей». Впрочем, конечно, это не означает, что крупные города теряют право на существование. Москва со своими 12 миллионами жителей ведь тоже имеет полицентричную структуру.

— Ну не скажите. Мне, например, в 12-миллионной Москве неуютно. Как можно нормально жить в городе, где, выезжая из дома на работу, сразу начинаешь гадать: займут пробки один час или два?

— Пробки — это огромная проблема для Москвы, и ее нельзя не заметить. Однако пробки лишь следствие других проблем, а именно — ошибок градостроительной политики. Москва спланирована таким образом, что ее жители вынуждены постоянно передвигаться между районами, между различными зонами. Москва разделена на функциональные зоны: жилые кварталы, университет, торговые центры. Все это вынуждает граждан совершать дальние поездки, город превращается в

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (593) 28 января 2008
Финансовый кризис
Содержание:
Холодок неизвестности

Редакционная статья

Разное
Обзор почты
Реклама