Ликвидация безграмотности

Книги
Москва, 28.01.2008

То, что наше религиозное возрождение выражается, как правило, в формах необычайно странных, а иногда и просто устрашающих, предопределено в первую очередь невежеством — вполне объяснимым, но от этого не менее вопиющим. Многим, если не большинству, новообращенным ревнителям благочестия христианство представляется всего лишь средоточием русских народных «свычаев и обычаев», в лучшем случае пресловутой «национальной идеей». Справедливости ради следует отметить, что и нынешние вольтерьянцы, ополчившиеся на «клерикализм», глубиной своих познаний тоже не блещут и о церкви имеют самые дикие представления. Ситуацию, в которой одна часть общества понятия не имеет, во что именно она свято верит, а другая не ведает, что именно она отрицает, нормальной назвать никак нельзя.

Развеять эту «мглу предрассуждений» непросто, но необходимо и, кажется, возможно. Во всяком случае, в это начинаешь верить, читая такие умные и честные книги, как «Исторический путь православия» о. Александра Шмемана. В основе этого краткого курса церковной истории лежат лекции, которые автор читал в Православном богословском институте в Париже и в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке в середине прошлого века. Цитата из заключительной части книги, как мне кажется, дает представление и о характере этого сочинения, и о его удивительной актуальности: «В современном церковном сознании прошлое часто больше давит и сковывает, нежели творчески претворяется в верность подлинному Преданию. Вскрывается неспособность оценивать прошлое, различать в нем Истину от “только” прошлого. Предание до неразличимости смешивается со всевозможными “преданиями”, которые сами требуют еще своей оценки в свете вечной правды Церкви. Частичное, одностороннее, даже извращенное выдается подчас за “суть” Православия».

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (593) 28 января 2008
Финансовый кризис
Содержание:
Холодок неизвестности

Редакционная статья

Разное
Обзор почты
Реклама