Посмотри глазами чудовищ

Культура
Москва, 28.01.2008
«Эксперт» №4 (593)

Фильм «Монстро» рекламировался давно и оригинально. В сети периодически появлялись отрывки из поддельных новостных передач на разных языках — о загадочном крушении некоей нефтяной (будто бы) вышки в Атлантическом океане; на MySpace можно было почитать блоги героев фильма, причем последняя запись в них появилась 18 января нынешнего года, то есть в день общемировой премьеры. Короче, задолго до появления на экранах фильма, придуманного и созданного продюсером сериала «Lost» Дж. Дж. Абрамсом, мы знали о нем почти все. Знали, что бессовестная японская корпорация принялась выкачивать из морских недр загадочный нектар и делать из него бодрящий и небезопасный напиток; что ту самую платформу сокрушило, по всей видимости, объевшееся нектара существо, какой-нибудь скромный морской огурец, превратившийся в результате в монстро и отправившийся с визитом в близлежащую Америку. Знали, что фильм представляет собой имитацию снятой на домашнюю видеокамеру любительской документалки об очередном разгроме Нью-Йорка.

Что и говорить, бредовая история, банальный прием. Сложно даже подсчитать, сколько раз уже видеокамеру превращали в будто бы объективный киноглаз; правда, в основном этим занимаются студенты разнообразных киношкол. Самое удивительное, что вроде бы давно навязший в зубах прием работает. Во всяком случае иногда. Монстро неутомимо, не обращая внимания на ракеты и бомбы, бегает по Манхэттену, весело расшвыривает небоскребы и с изощренным цинизмом декапитирует статую Свободы. Герои фильма, отвлеченные явлением кошмарной твари от вечеринки и лирических переживаний, бегают в другую сторону, прячась в туннелях подземки, прыгая по крышам небоскребов и попеременно погибая — но, снабженные железной волей Романа Кармена, при этом они не забывают фиксировать все на пленку. Разумеется, искусственность происходящего порой бросается в глаза — оператор-любитель не хочет оторваться от видоискателя, даже когда на него бросаются с плотоядными намерениями какие-то твари, камера у него бронебойная, ей и челюсти Монстро нипочем, да к тому же она загадочным образом обучена записывать пятиканальный звук. И все же порой мы чудесным образом оказываемся там, в центре дурацкого фильма про очередную бессмысленную годзиллу; фильма, в котором даже нет никакой истории — есть лишь хаос, катастрофа, ад и отчаяние.

Без сомнения, «Монстро» — историческая веха в развитии киноискусства. Не потому, что это шедевр; «Монстро» фиксирует очередное преображение киноусловности. Кино — единственное искусство, которое хочет быть не искусством, а подлинным миром; которое на все готово, лишь бы поглотить зрителя с головой, как настольная игра «Джуманджи». При этом иллюзия постоянно истончается и требует обновления. Вначале зрителю хватало самой по себе движущейся картинки; затем пришлось придумать звук и цвет; последнее достижение — Dolby, бессмысленное с художественной точки зрения, но создающее эффект присутствия. Теперь — новый этап. Никого нынче не впечатлит шикарно поставленный фильм-катастрофа про

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (593) 28 января 2008
Финансовый кризис
Содержание:
Холодок неизвестности

Редакционная статья

Разное
Обзор почты
Реклама