Вредные законы: версия банкиров

Экономика и финансы
Москва, 28.01.2008
«Эксперт» №4 (593)
Банки — это социально значимые финансовые институты, поэтому против четкой регламентации их деятельности возражений быть не может. На практике же регулирование оказывается не всегда четким и очень часто — чрезмерным

Разговор о качестве документов, регулирующих деятельность банков, все банкиры и эксперты начинают с сетований на количество таких документов. Легенды о ночевках банковского персонала на рабочих местах — накануне отчетных дат, в периоды инспекционных проверок — слышали все. Да это и не легенды вовсе. Президент одного из крупнейших многофилиальных банков как-то пожаловался журналистам, что количество проверок со стороны Банка России и его территориальных подразделений доходит до сотни в год. Получается, инспекторы стучатся в двери офиса банка каждые три с половиной дня. «Многие добросовестные банки пребывают в стрессовом состоянии от такого объема проверок, — подтверждает вице-президент по банковскому аудиту аудиторско-консалтинговой компании ФБК Алексей Терехов. — Огромные организационные ресурсы тратятся на обеспечение проверок: запрос информации очень большой, а процедура и срок предоставления документов находятся в области неформальных отношений: сроки — вчера, документы — все заверенные копии. Думаю, объем запрашиваемых документов существенно сократился бы, если бы удалось разграничить функции нормотворчества и регулятора с контролем и надзором».

Вот далеко не полный черный список нормативов, которые развязывают руки проверяющим и парализуют нормальную работу кредитных организаций: инструкция ЦБ от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации»; инструкция ЦБ от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»; указание ЦБ от 16 января 2004 г. № 1375-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации».

Капитал и резервы

Наиболее чувствительны для банков нормативные несуразности, которые могут оказывать влияние на величину капитала и объем формируемых резервов. Эти ключевые финансовые показатели банков нельзя дергать без существенных экономических поводов. Однако некоторые нормативы Банка России допускают это.

Так, например, положение ЦБ РФ от 10 февраля 2003 г. № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» к числу показателей, уменьшающих сумму источников основного капитала, относит вложения в уставные капиталы банков — резидентов, созданных в организационно-правовой форме открытого акционерного общества (пункт 2.2.6.3). Исключение, да и то при соблюдении ряда дополнительных условий, предусмотрено лишь в случае, если вложения не превышают 1% уставного капитала банка-эмитента. В числе условий, в частности, такое: вложения не могут превышать 5% от величины собственных средств (капитала) банка-инвестора. Таким образом, указывают эксперты АРБ, «даже небольшое увеличение стоимости пакета акций банка-эмитента над установленным значением (например, вследствие роста котировок акций или капитала банка-инвестора) приведет к уменьшению уставного капитала ин

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (593) 28 января 2008
Финансовый кризис
Содержание:
Холодок неизвестности

Редакционная статья

Разное
Обзор почты
Реклама