Железное бездорожье

Международный бизнес
Москва, 28.01.2008
«Эксперт» №4 (593)
К началу XXI века железнодорожный транспорт в Британии, стране, давшей миру железные дороги, оказался дорогим и малоэффективным. Причины — неверные прогнозы развития отрасли и непродуманная реструктуризация сектора

В первый рабочий день 2008 года более сотни тысяч пассажиров британских железных дорог так и не сумели добраться на работу — из-за отсутствия поездов и закрытых железнодорожных станций. Ремонтные работы, которые обычно проводятся во время рождественских и новогодних праздников компанией Network Rail, государственного оператора железнодорожной инфраструктуры в Британии, не были закончены в срок на многих направлениях.

Более 60 тыс. жителей Кембриджа, Норвича, Станстеда и прочих северо-восточных пригородов столицы не могли попасть в Лондон. Железнодорожный вокзал Ливерпуль-стрит, одна из самых людных станций в стране, был закрыт до 4 января. Лондонцы не могли добраться в аэропорт Станстед, расположенный к северу от города. Еще около 60 тыс. пассажиров в центральной и северо-восточной Англии также столкнулись с задержками, поскольку из-за затянувшегося ремонта в районе станций Регби и Бирмингем им пришлось пересесть с поездов на автобусы. Масштаб транспортного хаоса был таким, что ему посвятили свое первое в этом году заседание британские парламентарии.

Особое недовольство британцев вызвало то, что с января в стране были повышены цены на железнодорожный транспорт. Тарифы, которые регулируются специальным правительственным бюро, выросли в среднем на 4,8% (при инфляции 2,2%), при этом на нерегулируемые типы билетов — в среднем на 11%. Некоторые проездные билеты на пригородные поезда в окрестностях Лондона подорожали на 14,5%.

Сегодня британские железные дороги — самый дорогой (в пересчете на километр пути) транспорт в стране, однако его качество остается весьма сомнительным. Построенная еще в XIX веке железнодорожная сеть не позволяет использовать скоростные поезда, а притоку инвестиций мешают последствия реформы отрасли, проведенной Маргарет Тэтчер. Разделение железнодорожной монополии British Rail на десятки мелких составляющих привело к тому, что железнодорожный транспорт в Британии не соответствует сегодня общеевропейскому уровню. А прогнозы правительства, ожидавшего сокращения числа пассажиров железных дорог и по этой причине демонтировавшего часть сети, оказались неверными.

Дорого и плохо

В начале января обычный билет из Шеффилда в Ньюкасл (расстояние 180 км) обходился британским пассажирам в 84 доллара. Тогда как итальянцы за аналогичный билет из Рима в Неаполь (расстояние 193 км) платили 29 долларов. Билет из Парижа в Тулузу (333 км) стоил всего 103 доллара, в то время как из Лондона в Труро (370 км) — 144 доллара. Цена стандартного билета экономкласса из Лондона в Бристоль (время в пути — полтора часа) сегодня составляет 267 долларов. Для двух пассажиров может оказаться дешевле отправиться из Лондона в Бристоль на такси, чем покупать два железнодорожных билета по такой цене.

Усложняет ситуацию огромное количество тарифов, многие из которых весьма недешевы. Если в 1980-х в Британии действовало всего пять разных тарифов, то сейчас на железных дорогах более семидесяти тарифных планов — но логика исчезла. Так, сегодня билет в один конец обычно с

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (593) 28 января 2008
Финансовый кризис
Содержание:
Холодок неизвестности

Редакционная статья

Разное
Обзор почты
Реклама