Мировая за полмиллиарда

Русский бизнес
Москва, 11.02.2008
«Эксперт» №6 (595)
Самарская группа СОК во второй раз предложила АвтоВАЗу приобрести удмуртский завод «ИжАвто». В случае благоприятного исхода переговоров каждый участник получит дополнительный импульс к развитию своего ключевого бизнеса

Взаимоотношения АвтоВАЗа и группы СОК складывались сложно. В начале 2000-х самарцы попытались получить контроль над тольяттинским автогигантом. И хотя никто из руководства СОКа в таком стремлении ни разу не признавался, получение фактического контроля над сбытом автомобилей Lada, формирование пула поставщиков завода, выдвижение своих менеджеров на ряд ключевых позиций в руководстве ВАЗа расценить как-то иначе трудно.

После прихода в Тольятти команды управленцев из «Рособоронэкспорта» (РОЭ) в конце 2005 года отношения между компаниями стали стремительно охлаждаться. ВАЗ расторг контракт с входящей в самарскую группу фирмой СОЛО, дающий ей эксклюзивные права на реализацию в России запчастей вазовского производства. Вскоре ряд топ-менеджеров, связанных с СОКом, покинули тольяттинское предприятие. Управленцы из РОЭ начали закручивать гайки в отношениях с поставщиками и прекратили поставки машинокомплектов на входящее в группу СОК автосборочное предприятие «РосЛада» в городе Сызрани Самарской области.

Продажа «ИжАвто» — завершающий этап выхода СОКа из автосборочного бизнеса, начавшегося после «развода» с АвтоВАЗом.

Второй подход

Первый раз группа СОК предложила АвтоВАЗу купить «ИжАвто» летом 2006 года, когда стало понятно, что с новым руководством автогиганта прежних отношений не сохранить. Однако тогда гендиректор ВАЗа Игорь Есиповский и председатель совета директоров Владимир Артяков были сосредоточены на других задачах. Топ-менеджеры из РОЭ боролись за полный контроль над финансовыми потоками завода, выдавливали посредников из системы закупок комплектующих и материалов, боролись с хищениями. Тогда им было не до ижевской площадки.

Сегодня ситуация иная, считает заместитель генерального директора аналитического агентства «Автостат» (Тольятти) Сергей Удалов: «Теперь для АвтоВАЗа более понятной стала перспектива международного партнерства и, по-видимому, появилось более четкое понимание того, что нужно делать на площадке в Тольятти. Сейчас, когда налаживается сотрудничество с Renault, для этого наступает удобный момент».

Действительно, сегодня «ИжАвто» приобрел большую ценность для АвтоВАЗа, поскольку, высвобождая мощности под совместные разработки с Renault (президент завода Борис Алешин пообещал, что первый совместный автомобиль появится в Тольятти уже в 2009 году), руководство может получить готовое сборочное производство для устаревшей, но еще популярной классики и внедорожников. «ИжАвто» уже имеет опыт сборки вазовских моделей, к тому же в Ижевске можно производить штамповку, сварку, окраску и сборку элементов кузова, а в Тольятти готовить лишь механику. Оборудование на удмуртском заводе модернизировано при подготовке к сборке корейской Kia, работники прошли соответствующее обучение. Это позволяет рассчитывать на быстрый запуск производства автомобилей Lada с минимальными временными и денежными затратами на приемлемом уровне качества.

Аналитики склонны позитивно оценивать как вероятность покупки ВАЗом ижевской площадки, так и влияние этой сделки

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (595) 11 февраля 2008
    Инфляция
    Содержание:
    Выбор жертвы

    Россию сегодня ставят перед выбором: быстрый экономический рост или низкая инфляция. Эта ложная дилемма разрешится сама собой, если правительство откажется от нынешней ущербной финансовой политики

    На улице Правды
    Реклама