Мировая за полмиллиарда

Денис Квасов
11 февраля 2008, 00:00

Самарская группа СОК во второй раз предложила АвтоВАЗу приобрести удмуртский завод «ИжАвто». В случае благоприятного исхода переговоров каждый участник получит дополнительный импульс к развитию своего ключевого бизнеса

Взаимоотношения АвтоВАЗа и группы СОК складывались сложно. В начале 2000-х самарцы попытались получить контроль над тольяттинским автогигантом. И хотя никто из руководства СОКа в таком стремлении ни разу не признавался, получение фактического контроля над сбытом автомобилей Lada, формирование пула поставщиков завода, выдвижение своих менеджеров на ряд ключевых позиций в руководстве ВАЗа расценить как-то иначе трудно.

После прихода в Тольятти команды управленцев из «Рособоронэкспорта» (РОЭ) в конце 2005 года отношения между компаниями стали стремительно охлаждаться. ВАЗ расторг контракт с входящей в самарскую группу фирмой СОЛО, дающий ей эксклюзивные права на реализацию в России запчастей вазовского производства. Вскоре ряд топ-менеджеров, связанных с СОКом, покинули тольяттинское предприятие. Управленцы из РОЭ начали закручивать гайки в отношениях с поставщиками и прекратили поставки машинокомплектов на входящее в группу СОК автосборочное предприятие «РосЛада» в городе Сызрани Самарской области.

Продажа «ИжАвто» — завершающий этап выхода СОКа из автосборочного бизнеса, начавшегося после «развода» с АвтоВАЗом.

Второй подход

Первый раз группа СОК предложила АвтоВАЗу купить «ИжАвто» летом 2006 года, когда стало понятно, что с новым руководством автогиганта прежних отношений не сохранить. Однако тогда гендиректор ВАЗа Игорь Есиповский и председатель совета директоров Владимир Артяков были сосредоточены на других задачах. Топ-менеджеры из РОЭ боролись за полный контроль над финансовыми потоками завода, выдавливали посредников из системы закупок комплектующих и материалов, боролись с хищениями. Тогда им было не до ижевской площадки.

Сегодня ситуация иная, считает заместитель генерального директора аналитического агентства «Автостат» (Тольятти) Сергей Удалов: «Теперь для АвтоВАЗа более понятной стала перспектива международного партнерства и, по-видимому, появилось более четкое понимание того, что нужно делать на площадке в Тольятти. Сейчас, когда налаживается сотрудничество с Renault, для этого наступает удобный момент».

Действительно, сегодня «ИжАвто» приобрел большую ценность для АвтоВАЗа, поскольку, высвобождая мощности под совместные разработки с Renault (президент завода Борис Алешин пообещал, что первый совместный автомобиль появится в Тольятти уже в 2009 году), руководство может получить готовое сборочное производство для устаревшей, но еще популярной классики и внедорожников. «ИжАвто» уже имеет опыт сборки вазовских моделей, к тому же в Ижевске можно производить штамповку, сварку, окраску и сборку элементов кузова, а в Тольятти готовить лишь механику. Оборудование на удмуртском заводе модернизировано при подготовке к сборке корейской Kia, работники прошли соответствующее обучение. Это позволяет рассчитывать на быстрый запуск производства автомобилей Lada с минимальными временными и денежными затратами на приемлемом уровне качества.

Аналитики склонны позитивно оценивать как вероятность покупки ВАЗом ижевской площадки, так и влияние этой сделки на инвестиционную привлекательность тольяттинского завода даже несмотря на то, что со времени предыдущего раунда переговоров цена, запрашиваемая «соковцами» за завод, выросла вдвое — с 250 до 500 млн долларов. Если покупка состоится, говорят биржевики, обыкновенные и привилегированные бумаги АвтоВАЗа могут подняться на 13,2 и 66,5% соответственно.

Не ко двору

Зачем СОК решил продать растущий в цене актив, коли группа работает в основном на автомобильном рынке — в структуре выручки дивизион «СОК-Автомотив» занимает до 85%? Ответов может быть несколько. С одной стороны, это продажа с хорошим профитом. «Для того чтобы продать бизнес выгодно, делать это нужно на пике его развития. Здесь, на мой взгляд, именно тот случай. Частному предприятию, каким является ГК СОК, будет все труднее конкурировать с государственно-капиталистическими предприятиями, тем более когда они сотрудничают с мировыми лидерами», — говорит Сергей Удалов.

С другой стороны, несмотря на позитивную динамику развития проекта с корейским концерном Kia, руководство СОКа, очевидно, понимает, что эти отношения несут в себе немалую долю риска. Генеральный директор нижегородского Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи считает, что сейчас иностранные автопроизводители больше заинтересованы в самостоятельном присутствии в России, а не в сотрудничестве с местными партнерами. «Тот же Hyundai (основной акционер Kia. — “Эксперт”) строит свой завод, что ставит под сомнение целесообразность развития совместного проекта на ТагАЗе, а также выстраивает собственную сеть дистрибуции, отобрав эксклюзивные права на продажу Hyundai в России у компании “Рольф”. Вполне возможно, что и СОК в будущем рискует остаться без производства и реализации автомобилей Kia через свою дилерскую сеть SOKIA», — допускает аналитик. С этой точки зрения продажа «ИжАвто» тоже выглядит правильным шагом.

Впрочем, сейчас представители группы СОК отметают сомнения в перспективах проекта Kia в Ижевске. Доля этих моделей в совокупном объеме производства предприятия растет (см. график). На прошлой неделе самарцы объявили, что вложат 13 млн долларов в создание полного цикла сборки модели Kia Sorento (пока она собирается из крупных узлов). Уже летом текущего года проект должен быть завершен. Мощности позволят выпускать ежегодно до 10 тыс. машин. Источник в СОКе сообщил, что руководство группы будет настаивать на сохранении проекта Kia на «ИжАвто» в ходе переговоров с АвтоВАЗом. Но тем не менее от ижевского завода самарская группа избавится.

Сконцентрировать силы

На наш взгляд, продажа «ИжАвто» АвтоВАЗу — правильный шаг для всех сторон. Тольяттинский автозавод, наконец определившийся в выборе стратегического партнера, сейчас должен приложить максимум усилий, чтобы застолбить и по возможности расширить свое присутствие на все еще растущем автомобильном рынке. Добиться этого можно лишь путем расширения объемов производства. Если раньше выпуск легковушек ограничивался не столько сборочными мощностями, сколько объемом производства силовых агрегатов и трансмиссий, то теперь эти стратегически важные узлы вкупе с новыми платформами предоставит Renault. Таким образом, нужно лишь увеличить мощности по сварке, сборке и окраске, что и позволит сделать ижевская площадка.

Пока темпы роста российского автомобильного рынка остаются одними из самых высоких в мире, АвтоВАЗ имеет шанс вывести и закрепить на рынке ряд новых моделей в ценовой нише до 10 и от 10 до 20 тыс. долларов. Чуть позже, когда рынок стабилизируется (PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозирует замедление роста к 2012–2014 годам на уровне 4–5 млн автомобилей в год), конкуренция на нем станет предельно жесткой. Наверстать упущенное будет уже невозможно.

СОК, в свою очередь, получит неплохую прибыль на продаже актива и сможет вложить деньги в другие направления бизнеса. В нынешних условиях СОКу выгоднее сосредоточиться на выпуске автокомпонентов, в том числе для иномарок.

По оценкам аналитиков PricewaterhouseCoopers и отечественных агентств, рынок автокомплектующих в России измеряется десятками миллиардов долларов и в ближайшее время будет расти быстрее, чем автомобильный.

Группа СОК объединяет свыше двух десятков предприятий (оборот дивизиона «Автокомпоненты» превышает 1,5 млрд долларов), выпускающих комплектующие. Среди этих предприятий Сызранский автоагрегатный и несколько димитровградских заводов, белебеевский завод «Автонормаль» и другие. В числе потребителей продукции предприятий, входящих в группу СОК, — АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, УАЗ, GM, Ford и ряд других автозаводов. По итогам 2006 года доля группы СОК на рынке автокомплектующих доходила до 25%. Так что самарским бизнесменам представляется удачный шанс вписаться в перспективный рынок с очень неплохими стартовыми позициями.

Наконец, в нынешних условиях может иметь значение и еще один аспект этой сделки. Компания АвтоВАЗ — крупный клиент предприятий группы СОК (до 30% выручки). Государственные управленцы, пришедшие на тольяттинский автозавод и сильно потеснившие СОК на ряде направлений, могут расценить уступку ижевской площадки как проявление лояльности и прекратить «военные действия» против самарцев.

Самара