Молоток становится больше

Международный бизнес
Москва, 11.02.2008
«Эксперт» №6 (595)
Борьба с коррупцией становится международным приоритетом. И это заставляет корпорации серьезно перестраивать свою работу в развивающихся странах

На гонконгской конференции Anti-Corruption Asia Summit все самое интересное происходит в кулуарах. Журналистов, по идее, здесь быть не должно, поэтому участники спокойно делятся друг с другом самым наболевшим.

«Меня в компании за глаза называют SPO (Sales prevention officer — директор по борьбе с продажами), а я всем говорю, что на самом деле я JPO (Jail prevention officer — директор по предотвращению посадок в тюрьму)», — горячится сотрудник азиатского офиса производителя шин Goodyear, окружающие понимающе кивают головами. Неподалеку беседуют представители курьерских служб UPS и Fedex. «Раньше мы не знали, что плата за ускорение обслуживания в аэропортах может подпасть под антикоррупционное законодательство. Теперь, видимо, придется менять правила работы», — говорит один из них. Другой в ответ только машет рукой.

Большинство делегатов конференции — юристы или сотрудники отделов внутреннего контроля (compliance officers), но есть и исключения. Моей соседкой по обеденному столу оказывается финансовый директор китайского представительства IBM China. «А вы то здесь зачем?» — спрашиваю я. «Если у компании начинаются проблемы, первым в тюрьму идет генеральный директор, затем финансовый директор, мне нужно быть уверенной, что наши юристы в курсе последних тенденций антикоррупционного законодательства», — поясняет она.

Угроза уголовного преследования вполне реальна. За последние несколько лет американские власти резко ужесточили контроль над деятельностью компаний за рубежом. Участники конференции между собой называют сотрудника минюста США Марка Мендельсона, отвечающего за это направление, «очень приятным человеком, у которого за пазухой всегда спрятан молоток».

Навели шороху

В роли молотка выступает Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Он был принят еще в 1977 году, но получил настоящую «вторую жизнь» лишь в последнее время (см. «Случаи применения FCPA в 2007 году»). FCPA регулирует зарубежную деятельность американских компаний, а также иностранных корпораций, чьи акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Последней жертвой «человека с молотком» стала американская компания Lucent Technologies, в декабре прошлого года оштрафованная на 2,5 млн долларов за слишком тесные отношения с китайскими чиновниками. Компания с размахом устроила «американские каникулы» более чем для трехсот официальных лиц из КНР.

Всего в 2007 году американские власти выписали штрафов на рекордные 120 млн долларов, но не исключено, что в 2008 году этот результат будет перекрыт. Продолжающееся разбирательство в отношении немецкого концерна Siemens может стоить этой компании уже до 4 млрд долларов. В эти суммы не включается оплата обязательного внешнего финансового мониторинга, стоимость которого подчас значительно превышает размеры штрафов. «Внешний мониторинг это безумно дорогая процедура, я бы советовал избежать ее любой ценой, речь может идти даже о десятках миллионов долларов в год», — утверждает партнер юридической фирмы Baker & McKenzie Ричард Дин.

Закон одинаково с

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (595) 11 февраля 2008
    Инфляция
    Содержание:
    Выбор жертвы

    Россию сегодня ставят перед выбором: быстрый экономический рост или низкая инфляция. Эта ложная дилемма разрешится сама собой, если правительство откажется от нынешней ущербной финансовой политики

    На улице Правды
    Реклама