Обман — на поток

Международный бизнес
Москва, 11.02.2008
«Эксперт» №6 (595)

Крупнейшие немецкие банки заставляют своих сотрудников ежедневно обманывать клиентов, утверждает ведущее экономическое издание Германии WirtschaftsWoche, чья публикация вызвала в этой стране настоящий скандал.

«Речь идет не о единичных случаях, а о целой системе, которая мотивирует сотрудников совершать обман. При этом контрольные органы ничего с этим не делают, они просто не хотят контролировать эту сферу», — рассказала «Эксперту» глава франкфуртского бюро WirtschaftsWoche Мелани Бергерманн.

По данным журналистов издания, почти во всех крупнейших банках страны (среди названных в журнале — Deutsche Bank, Dresdner Bank, Commerzbank, HypoVereinsBank, а также ряд банков второго эшелона) сотрудники получают инструкции, в которых четко прописано, сколько и каких бумаг необходимо продать в течение недели, даже если покупка таких бумаг идет вразрез с интересами клиента. «У нас постоянно перед лицом висит список продуктов, которые мы продали на этой неделе и которые должны продать», — признался журналистам сотрудник филиала Commerzbank. В общении с корреспондентом «Эксперта» пресс-служба Commerzbank опровергла это утверждение.

Впрочем, сотрудники других банков делают аналогичные признания. «Клиент больше не может быть уверен, рекомендуем мы ему продукт, который действительно ему подходит, или же советуем купить какие-то бумаги лишь потому, что это выгодно нам», — заявила WirtschaftsWoche консультант Dresdner Bank. «Я обманывал клиентов и продавал им продукты на плохих условиях», — вторит ей консультант HypoVereinsBank.

Ставящиеся перед сотрудниками планы еженедельной выработки не только вынуждают консультантов обманывать клиентов, но и приводят к сильному нервному истощению работников, предупреждают журналисты. По данным, собранным немецкими медицинскими страховыми компаниями, психологические проблемы — третья по значимости причина, приводящая к временной нетрудоспособности работников банковской отрасли. По мнению журналистов, росту психологических проблем серьезно способствует искусственно создаваемая в филиалах многих банков атмосфера психологического давления на сотрудников. Так, в одних банках имена консультантов, показавших по итогам недели наименьшую «выработку», вешаются на доску объявлений. В филиалах других учреждений принято оставлять всю смену на обязательные внеурочные часы, если один из сотрудников не продает клиентам требуемого количества рискованных ценных бумаг. В третьих компаниях сотрудников заставляют выискивать недостатки в работе друг друга и обсуждать коллег на собраниях. Число сотрудников, занятых в немецкой банковской сфере, сократилось за последние семь лет с 780 до 680 тыс. человек, и отрасль становится нацеленной на все более интенсивное получение прибыли. «Особенно плохо то, что на фоне мирового кризиса ликвидности доходы банков сократятся еще больше. А значит, давление на сотрудников только усилится», — предупреждает Мелани Бергерманн.

Франкфурт-на-Майне

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (595) 11 февраля 2008
    Инфляция
    Содержание:
    Выбор жертвы

    Россию сегодня ставят перед выбором: быстрый экономический рост или низкая инфляция. Эта ложная дилемма разрешится сама собой, если правительство откажется от нынешней ущербной финансовой политики

    На улице Правды
    Реклама