Покажите зык

Русский бизнес
Москва, 11.02.2008
«Эксперт» №6 (595)
В голосе и теле руководителя заключено 90% его могущества. Но чтобы овладеть этим естественным инструментом, надо еще научиться естественности. В качестве школы рекомендуется театр

«Обрести свой голос» призывает руководителей в своей новой книге гуру менеджмента Стивен Кови, чтобы прийти «от эффективности к величию». Мэтр использовал голос как метафору врожденных даров каждого человека, мало задействованных в нашей трудовой рутине. Вышла всем метафорам метафора. Голос ведь и есть могучий ресурс личной эффективности, который никогда в таковом качестве не рассматривали применительно к менеджменту.

Психологи говорят: если честно смотреть на жизнь, все, что успевает делать менеджер, — это ставить задачу и контролировать ее выполнение. И голос здесь имеет колоссальное значение: человек так устроен, что в первые минуты контакта 55% внимания слушателей занимают невербальные характеристики — поза, мимика, жесты, а 38% — паравербальные, это тембр голоса, темп и манера речи, интонация, и лишь 7% внимания уделяется собственно смыслу сказанного! Древние греки и вовсе считали, что в диафрагме, где рождается дыхание, живет душа человека, значит, вся сила личности должна проявляться в голосе. Русское слово «язык» этимологически означает «я»-«звук», то есть человек или «я-зык», или «я-не-зык».

Сейчас, когда менеджер без МВА уже редкость и у всех в распоряжении имеется набор «правильных» текстов для осуществления повседневного руководства компанией, стало очевидно, что нужно что-то еще. Как минимум — форма для имеющегося содержания. И вот «Эксперт» обнаружил, что многие из успешных руководителей, о которых писал журнал, давно это поняли — мало того, уже нашли или ищут свою форму с помощью Валерии Устиновой, актрисы, театрального педагога и бизнес-консультанта и генерального директора центра «Мир диалога».

Устинова предлагает использовать опыт, наработанный в храме совершенной или почти совершенной коммуникации, а именно в классическом театре. Речь идет об обретении возможности влияния, которой обладает театр. Тема театра в бизнес-образовании вообще-то не новость. В западных книгах по менеджменту руководителей то и дело призывают уподобиться театральному режиссеру, а компании в качестве тимбилдинга практикуют театральные постановки, где на репетициях зачастую приходится силой заставлять рядового сотрудника, играющего господина, лупить бутафорской палкой гендиректора-«слугу». Когда у подчиненного получается, все ликуют, особенно гендиректор. Типичный подход механистической тренинговой школы, когда человека натаскивают на ту или иную роль, не заморачиваясь, комфортна ли она для него. Многие, так и не привыкнув к «чужой» маске, просто уходят с работы.

В отечественной практике обучения менеджеров с некоторых пор наметился альтернативный подход, его представители пытаются расширять возможности личности не за счет новых масок, а за счет естественной трансформации. Так, метод Виталия Булавина из школы менеджеров «Арсенал» основан на «расчистке» сознания, освобождении от старого опыта для принятия нового (см. «Линии жизни вашей фирмы», «Эксперт» № 34 за 2005 год). Валерия Устинова как воспитанница системы Станиславского предпочитает расчищать память

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (595) 11 февраля 2008
    Инфляция
    Содержание:
    Выбор жертвы

    Россию сегодня ставят перед выбором: быстрый экономический рост или низкая инфляция. Эта ложная дилемма разрешится сама собой, если правительство откажется от нынешней ущербной финансовой политики

    На улице Правды
    Реклама