Программа напрокат

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
11 февраля 2008, 00:00

В России начинает развиваться новый вид услуг — предоставление программного обеспечения в аренду. Данная форма реализации софта имеет много преимуществ, и, по мнению игроков рынка, уже через несколько лет таким образом может продаваться до четверти всех программных решений, прежде всего для корпоративного сектора

В мире все больше пользователей предпочитают не покупать сложное программное обеспечение (ПО), а арендовать его. Принцип схемы, которую часто называют «Software as a service» («Софт как сервис»), заключается в том, что клиент, как и при аренде, например, квартиры, не покупает софт и лицензию на него, а просто им пользуется, внося ежемесячную плату.

Такая форма реализации программного обеспечения стремительно набирает популярность в развитых странах мира. Если еще в начале 2000-х годов подобные услуги находились в зачаточном состоянии, то в 2005 году, согласно исследованиями компании Gartner, на долю Software as a service приходилось 5% продаж рынка корпоративного программного обеспечения. В ушедшем году, по предварительным подсчетам, этот показатель составил около 10%. А к 2010–2011 годам доля рынка продаж ПО в аренду в корпоративном секторе может достигать уже 25% (см. график 1).

Экономический фактор

В чем преимущества схемы Software as a service? Главный аспект — экономический. «В модели аренды приложений ключевой привлекательный аспект для клиента, конечно, цена, — говорит Тагир Яппаров, президент компании “АйТи”. — С одной стороны, многим динамично развивающимся компаниям сейчас жизненно необходима эффективная информационная система, например, для того чтобы отладить работу с растущим числом клиентов. Однако, с другой стороны, компании, особенно среднего уровня, не всегда могут позволить себе выделять существенные средства на покупку программного обеспечения, которое действительно зачастую стоит дорого. В этой ситуации наиболее приемлемым решением может стать именно аренда софта с умеренными ежемесячными выплатами, а не приобретение его, когда единовременно требуются значительные вложения».

Действительно, даже предварительные подсчеты могут продемонстрировать финансовую выгоду приобретения софта в аренду. На сегодняшний день покупка и внедрение не очень сложной CRM-системы (скажем, Microsoft CRM) обойдется минимум в 50–100 тыс. долларов даже для небольшой фирмы. Аренда же подобной системы в среднем может стоить для компании тысячу долларов в месяц (при том, что этим программным обеспечением будут пользоваться два десятка сотрудников, то есть затраты на аренду ПО на каждого работника составят 50 долларов в месяц).

Еще один важный аспект Software as a service, влияющий на привлекательность этой схемы, — быстрота внедрения арендованной продукции. «Программное обеспечение, которое предоставляется в аренду, обычно стандартизировано под широкий спектр задач, — продолжает Тагир Яппаров. — Поэтому начать пользоваться им и решать конкретные задачи в своей работе заказчик может очень быстро. Судите сами: в среднем внедрение не очень сложной CRM-системы при условии ее покупки в собственность обычно занимает три-пять месяцев. В случае же аренды заказчик может начать эффективно использовать ее уже через неделю-другую, а то и через несколько дней после подписания контракта с поставщиком».

Наконец, помимо доступности и быстроты внедрения безусловный плюс приобретения программного обеспечения в аренду для клиента состоит в том, что в таком случае он почти полностью избавлен от организационных проблем. Их решение обычно берет на себя сторона, которая предоставляет услугу Software as a service: пользователю не нужно заботиться о наладке и покупке оборудования для новой системы — все программное обеспечение работает на аппаратных средствах арендодателя. Кроме того, не нужно думать о поддерживании информационной системы в рабочем состоянии — все это арендодатель, опять же, берет на себя. Он сам заботится об обновлении и подстройке ПО под нужды заказчика. В этом отношении многие участники рынка полушутя сравнивают такой метод использования софта с арендой автомобиля. Когда человек покупает машину в собственность, ему нужно думать о том, чтобы сначала ее зарегистрировать, получить все необходимые документы. Потом много сил уходит на обслуживание автомобиля: покупку запчастей, замену их на автосервисе, регулярную диагностику основных технических узлов. Если же машина берется напрокат, то заботу о ее состоянии и обслуживании полностью берет на себя арендодатель. То же самое можно сказать и о ситуации с арендой ПО.

«При аренде программного обеспечения заказчик может не заботиться о вычислительной инфраструктуре — сетях и оборудовании. Ведь обычно он получает клиентский доступ к нужному программному обеспечению удаленно по сети интернет, — говорит Николай Зезюлинский, директор по развитию бизнеса компании “ФОРС — Центр разработки”. — То есть получается, что заказчику не приходится содержать штат ИТ-специалистов для обслуживания и технической поддержки системы. При этом не стоит забывать, что клиент, пользуясь подобными услугами, получает возможность сэкономить средства и за счет того, что он платит только за реально необходимое ему программное обеспечение, а не за весь пакет, как в случае его покупки. И это тоже важное преимущество получения программного обеспечения в аренду».

Сегодня большинство услуг по предоставлению в аренду ПО оказывается через интернет, и эту форму участники рынка считают наиболее перспективной. «В целом можно сказать, что софт в аренду — это всего лишь еще одна схема оплаты услуг для конечного пользователя. Вся разница заключается в том, что оплата лицензии на программное обеспечение осуществляется не единовременно, а с разбивкой на периоды, и пользователь в дальнейшем может не беспокоиться о том, чтобы вовремя обновить имеющуюся у него версию ПО, — говорит Сергей Белоусов, исполнительный директор компании Parallels. — При этом можно отметить, что намного более эффективным является подход “софт как услуга”, когда ПО поставляется по сети интернет, а не на базе коробочных решений. Именно когда софт размещается на сервере провайдера, обеспечивается его более быстрое обновление, простое управление, а также совместимость с различными другими приложениями. Этот подход особенно перспективен в связи с тем, что многие компании переносят корпоративные серверы с размещенными на них приложениями на площадки своих партнеров. Вообще, по нашим оценкам, за достаточно короткое время тем или иным образом более 50 процентов программного обеспечения можно стало получить именно по схеме “софт как услуга”».

Усредненный вариант

Впрочем, наряду с явными достоинствами есть у услуг предоставления программного обеспечения в аренду и ряд недостатков.

По мнению специалистов, один из основных минусов приобретения ПО в аренду состоит в том, что арендованные решения не всегда могут в полной мере соответствовать специфическим запросам клиентов. «В случае приобретения программного обеспечения в собственность вы гарантированно получите то, что нужно вашей компании, — говорит Дмитрий Ведев, директор службы маркетинга компании “АйТи”. — Те, кто продает вам решение, будут внимательно и кропотливо интегрировать его в вашу компанию, с учетом всех нюансов и потребностей организации. В случае же с арендой ПО компания обычно получает усредненный вариант той или иной системы с ограниченной возможностью настроек под ваш бизнес. Насколько критична такая разница, зависит в первую очередь от рода деятельности предприятия. Если компания небольшая и нетребовательна к задачам, которые ставятся перед программным обеспечением, то его вполне может быть удобнее, быстрее и, как уже упоминалось, выгоднее взять в аренду. Если же у компании есть особенные запросы к программе, скажем, по схеме работы с клиентами или взаимодействию ее с какими-нибудь производственными мощностями, то арендованное ПО может и не удовлетворить их. В этом случае, наверное, ИТ-решение придется покупать в собственность с последующим долгим и кропотливым внедрением и подстройкой под конкретные задачи заказчика».

Другой возможный существенный минус аренды ПО связан с более низким уровнем безопасности хранения и передачи информации. Ведь если та или иная информационная система принадлежит арендодателю, соответственно, на его же мощностях обычно хранится, скажем, вся база данных по клиентам. Многих российских заказчиков в связи с этим беспокоит вопрос возможной утечки ценной информации.

«Перспектива аренды программного обеспечения для многих критична именно из-за того, что в этом случае приходится передавать информацию в третьи руки, — говорит Тагир Яппаров. — Действительно, многие компании, чей бизнес очень чувствителен к безопасности информации, вряд ли пойдут на то, чтобы, арендуя ПО, передавать жизненно важную для них информацию кому-то на хранение. Но, с другой стороны, есть много компаний, для которых подобная секретность не всегда критична. В любом случае, хотелось бы отметить, что с развитием рынка услуг аренды ПО его игроки, заботясь о своей репутации, будут уделять много внимания вопросам безопасности и хранения информации заказчиков. Так что проблема безопасности при услугах Software as a service, на наш взгляд, будет постепенна сниматься. Собственно, что сейчас мы и наблюдаем на Западе».

Впрочем, уже сейчас многие игроки рынка утверждают, что проблема безопасности информации при использовании арендованного программного обеспечения несколько преувеличена. «Опасения заказчиков насчет информационной уязвимости, обусловленной возможностью несанкционированного доступа к данным при использовании арендованного софта, во многом напрасны, — отмечает Николай Зезюлинский из “ФОРС — Центр разработки”. — Уже сейчас можно вполне ответственно заявить, что современные технологии в области информационной безопасности практически сводят такие опасения к нулю».

Кому это выгодно

Какие компании являются наиболее перспективными потенциальными клиентами услуг по схеме Software as a service? Как уже упоминалось, основная целевая группа — небольшие и средние компании, которые не могут себе позволить единовременно оплатить дорогостоящее ИТ-решение.

Мелким и средним фирмам, в том числе в России, уже сейчас активно предлагают в аренду свою продукцию крупные мировые производители ПО. Такие, как, например, компания Microsoft. «Microsoft с недавних пор реализует различные схемы аренды программного обеспечения для различных категорий заказчиков, — рассказывает Наталья Цыпленкова, руководитель отдела программ корпоративного лицензирования Microsoft в России. — Для разного рода заказчиков мы предлагаем специальные программы так называемого корпоративного лицензирования. Например, для заказчиков малого и среднего бизнеса существует пакет Open Value Subscription, для крупных компаний — Enterprise Agreement Subscription, а для образовательных учреждений — Academic & School Agreement. Такая форма реализации ПО становится все более удобной для наших потребителей, причем возможностью арендовать ПО охотно пользуются не только организации, которые хотят получить удобный способ управления программным обеспечением, но и компании, проходящие в данный момент процесс легализации используемого софта».

Впрочем, в ближайшее время активно приобретать ПО в аренду будут, возможно, не только мелкие и средние фирмы. По мнению игроков, другой перспективный тип клиента — это, как ни странно, государственные компании. «Мы считаем, что российский госсектор в ближайшее время мог бы стать крупным арендатором программного обеспечения, — говорит Дмитрий Ведев из компании “АйТи”. — Например, в США подобная практика уже очень широко распространяется. Пожалуй, для госсектора самое привлекательное в таком использовании ИТ-решений — не цена. Для госсектора очень удобен аутсорсинг — то есть когда государственное учреждение абсолютно не касается организационной стороны вопроса, а все делается компанией-арендодателем. Мы считаем, что по такой схеме могли бы эффективно сдаваться в аренду российским госструктурам те же системы документооборота, поддержание которых в государственных организациях отнимает много сил и времени».

Что же касается типов программных решений, которые в ближайшее время будут наиболее востребованы на рынке ПО в аренду, то здесь эксперты говорят в первую очередь о CRM-системах, которые, как известно, решают в компании задачи управления отношениями с клиентами. По мнению специалистов, вопрос управления клиентской базой сейчас очень насущный для многих небольших и средних компаний, и именно CRM-системы в аренду могут быть наиболее востребованы. В частности, компания «АйТи» сегодня активно продвигает на рынке решения SugarCRM — разработку одноименной международной компании, специализирующейся именно на предоставлении ПО в аренду. По заявлениям разработчиков, SugarCRM, как и большинство традиционных, рассчитанных на внедрение CRM-систем, может быть очень эффективна для повышения качества обслуживания клиентов компании или, скажем, для роста производительности труда менеджеров по продажам.

По мнению игроков рынка, недалек тот день, когда ПО будут брать в аренду не только корпоративные пользователи, но и частные потребители. «С развитием более цивилизованного рынка программного обеспечения в России, думаю, многие конечные потребители софта станут задумываться о его аренде, — считает Билл Манжино, директор департамента международного бизнеса компании “АйТи”. — Это удобно, когда в месяц вы платите небольшую сумму за программы на домашнем компьютере и при этом получаете их гарантированное обновление и обслуживание».