Программа напрокат

Спецвыпуск
Москва, 11.02.2008
«Эксперт» №6 (595)
В России начинает развиваться новый вид услуг — предоставление программного обеспечения в аренду. Данная форма реализации софта имеет много преимуществ, и, по мнению игроков рынка, уже через несколько лет таким образом может продаваться до четверти всех программных решений, прежде всего для корпоративного сектора

В мире все больше пользователей предпочитают не покупать сложное программное обеспечение (ПО), а арендовать его. Принцип схемы, которую часто называют «Software as a service» («Софт как сервис»), заключается в том, что клиент, как и при аренде, например, квартиры, не покупает софт и лицензию на него, а просто им пользуется, внося ежемесячную плату.

Такая форма реализации программного обеспечения стремительно набирает популярность в развитых странах мира. Если еще в начале 2000-х годов подобные услуги находились в зачаточном состоянии, то в 2005 году, согласно исследованиями компании Gartner, на долю Software as a service приходилось 5% продаж рынка корпоративного программного обеспечения. В ушедшем году, по предварительным подсчетам, этот показатель составил около 10%. А к 2010–2011 годам доля рынка продаж ПО в аренду в корпоративном секторе может достигать уже 25% (см. график 1).

Экономический фактор

В чем преимущества схемы Software as a service? Главный аспект — экономический. «В модели аренды приложений ключевой привлекательный аспект для клиента, конечно, цена, — говорит Тагир Яппаров, президент компании “АйТи”. — С одной стороны, многим динамично развивающимся компаниям сейчас жизненно необходима эффективная информационная система, например, для того чтобы отладить работу с растущим числом клиентов. Однако, с другой стороны, компании, особенно среднего уровня, не всегда могут позволить себе выделять существенные средства на покупку программного обеспечения, которое действительно зачастую стоит дорого. В этой ситуации наиболее приемлемым решением может стать именно аренда софта с умеренными ежемесячными выплатами, а не приобретение его, когда единовременно требуются значительные вложения».

Действительно, даже предварительные подсчеты могут продемонстрировать финансовую выгоду приобретения софта в аренду. На сегодняшний день покупка и внедрение не очень сложной CRM-системы (скажем, Microsoft CRM) обойдется минимум в 50–100 тыс. долларов даже для небольшой фирмы. Аренда же подобной системы в среднем может стоить для компании тысячу долларов в месяц (при том, что этим программным обеспечением будут пользоваться два десятка сотрудников, то есть затраты на аренду ПО на каждого работника составят 50 долларов в месяц).

Еще один важный аспект Software as a service, влияющий на привлекательность этой схемы, — быстрота внедрения арендованной продукции. «Программное обеспечение, которое предоставляется в аренду, обычно стандартизировано под широкий спектр задач, — продолжает Тагир Яппаров. — Поэтому начать пользоваться им и решать конкретные задачи в своей работе заказчик может очень быстро. Судите сами: в среднем внедрение не очень сложной CRM-системы при условии ее покупки в собственность обычно занимает три-пять месяцев. В случае же аренды заказчик может начать эффективно использовать ее уже через неделю-другую, а то и через несколько дней после подписания контракта с поставщиком».

Наконец, помимо доступности и быстроты внедрения безусловный плюс пр

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (595) 11 февраля 2008
    Инфляция
    Содержание:
    Выбор жертвы

    Россию сегодня ставят перед выбором: быстрый экономический рост или низкая инфляция. Эта ложная дилемма разрешится сама собой, если правительство откажется от нынешней ущербной финансовой политики

    На улице Правды
    Реклама