Европейские суды удовлетворили иск Exxon Mobil, требующей компенсацию от венесуэльского правительства за национализацию двух принадлежащих компании нефтяных месторождений. Согласно вердикту, зарубежные активы венесуэльского правительства на общую сумму в 12 млрд долларов должны быть заморожены.
Реакция Уго Чавеса была мгновенной. «Если вы заморозите (активы. — “Эксперт”) и нанесете вред нам, мы нанесем вред вам, — заявил венесуэльский лидер во время своего еженедельного шоу “Алло, президент”. — А знаете как? Мы перестанем поставлять нефть в Соединенные Штаты». По его мнению, именно Белый дом стоит за иском американской нефтяной компании.
Однако угрозы Чавеса в реальности не так уж страшны для США. Сегодня нефтяная зависимость самого Чавеса от Соединенных Штатов, возможно, даже более значительна, чем наоборот. В США идет почти 60% венесуэльского нефтяного экспорта, и половину всего этого объема составляет тяжелая нефть. Она обрабатывается на американских нефтеперерабатывающих заводах, созданных специально под такой тип нефти. Если Чавес откажется поставлять это топливо в Штаты, ему сложно будет найти других покупателей, имеющих возможности для переработки. Более того, нефтяные месторождения в бассейне реки Ориноко (приоритетный для Каракаса район нефтедобычи) содержит до 300 млрд баррелей тяжелой нефти. И чем больше Венесуэла будет ее добывать, тем больше она будет зависеть от Соединенных Штатов. Новые нефтеперерабатывающие заводы в Китае, а также создаваемые совместно венесуэльцами и иранцами в Индонезии, Сирии и в самой Венесуэле, позволят Чавесу решить эту проблему, но лишь через несколько лет.