Дефекты наших «МиГов» исправит РЖД

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
25 февраля 2008, 00:00

Возврат Алжиром 15 истребителей МиГ-29 в Россию означает не только срыв выгодного оружейного контракта, но и системный кризис в работе микояновской корпорации и «Рособоронэкспорта»

Вокруг серии контрактов на поставку в Алжир российской военной техники разразился крупный скандал. Алжирские власти заявили о намерении вернуть России 15 истребителей МиГ-29СМТ, поставленных в 2006–2007 годах, мотивируя свое решение тем, что корпуса фюзеляжей как минимум двух самолетов из поставленной партии не являются новыми. В результате в начале февраля ВВС Алжира, «Рособоронэкспорт», РСК «МиГ» и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) подписали так называемый инвариантный протокол, в соответствии с которым Россия обязалась заменить некондиционные самолеты новыми либо компенсировать Алжиру потраченные деньги поставками другой, в том числе неавиационной техники. Это стало главным условием состоявшегося на прошлой неделе визита в Москву президента Алжира Абдельазиза Бутефлики. В ходе серии переговоров главы Алжира с Владимиром Путиным все проблемы с оружейными сделками были урегулированы. Кроме того, достигнуты договоренности о расширении двустороннего сотрудничества за счет реализации проекта по строительству сети железных дорог в Алжире, которым займется РЖД. Тем не менее скандальная рекламация на российскую военную технику уже в самом ближайшем будущем может негативно отразиться на объемах экспорта наших вооружений в страны арабского Востока и Юго-Восточной Азии.

Африканский прорыв

Аналогов комплексному контракту с Алжиром на поставку российской военной техники, заключенному ровно два года назад, не было даже во времена СССР. В совокупности серия алжирских сделок оценивается почти в 8 млрд долларов, что чуть менее половины существующего портфеля заказов «Рособоронэкспорта». Эти контракты отличаются не только большими объемами, но и широкой номенклатурой. Алжир заказал у нас 28 одноместных легких истребителей МиГ-29СМТ и 6 двухместных МиГ-29УБТ общей стоимостью 1,3 млрд долларов. Помимо легких самолетов Алжир закупил у нас и тяжелые истребители марки «Су». Контракт с компанией «Сухой» предусматривает приобретение 28 машин Су-30МКА за 1,3 млрд долларов. Кроме того, Алжир подписал соглашение и о приобретении 16 учебно-тренировочных самолетов Як-130. Но одними самолетами Алжир ограничиваться не стал. У концерна ПВО «Алмаз-Антей» североафриканская страна закупила 8 зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-2 на сумму более 1 млрд долларов. Наконец, вместе с Уралвагонзаводом алжирские военные решили реализовать масштабную программу на несколько сотен миллионов долларов по закупке танков Т-90С и модернизации имеющихся в армии Алжира танков Т-72 на мощностях местных предприятий. Благодаря этим контрактам Алжир, наряду с Венесуэлой, стал одним из главных покупателей российского оружия, оттеснив на вторые роли традиционных импортеров российской военной техники — Индию и Китай. Правда, в обмен на оружейные контракты Россия обязалась списать Алжиру почти весь его долг, образовавшийся еще во времена СССР. Это ни много ни мало 4,7 млрд долларов. Тем не менее даже с учетом списываемого долга важность сделок с Алжиром для России трудно переоценить. Но в РСК «МиГ» и «Рособоронэкспорте» этого, похоже, не осознали. А многочисленные требования алжирских военных исправить ситуацию долгое время просто игнорировали.

Азиатский закат

Поставки микояновских истребителей должны были проходить с марта 2007 года по февраль 2008-го. При этом впервые в своей практике корпорация «МиГ» использовала схему trade in: предполагалось, что по мере пополнения парка алжирских ВВС новыми МиГ-29СМТ старые машины этой марки, закупленные Алжиром в начале 90-х в Белоруссии, поступят в распоряжение «МиГа». По условиям контракта все старые самолеты должны быть на крыле. Но с мая 2007 года Алжир приемку новых машин прекратил, потребовав отзыва первых 15 «МиГов». А в августе Абдельазиз Бутефлика направил соответствующее письмо Владимиру Путину, в котором указал, что российская сторона не исполняет все условия заключенных соглашений. К этому времени корпорация «МиГ» уже успела получить авансовые платежи на сумму 250 млн долларов. А с октября 2007 года Алжир прекратил выплаты по всем остальным контрактам, жестко увязав это с возвратом «МиГов».

По версии алжирской стороны при строительстве этих самолетов РСК «МиГ» использовала части планеров и фюзеляжи из задела, образовавшегося на предприятии еще в 90-е годы, хотя по условиям контракта наша компания обязана комплектовать все истребители новыми деталями из текущего производства. Тем не менее есть все основания полагать, что алжирские военные прекрасно знали о всех нюансах производственных процессов в РСК «МиГ», но долгое время просто закрывали на это глаза. Например, когда подписывали три акта сдачи-приемки приобретенной техники. Более того, поставленные самолеты ВВС Алжира уже успели ввести в эксплуатацию. И это легко объяснимо, как и внешне спокойное отношение к сложившейся ситуации сотрудников «МиГа» и «Рособоронэкспорта». Дело в том, что большинство самолетов, переданных алжирскими ВВС «МиГу», тоже не в полной мере соответствовали условиям контракта, в частности, как минимум треть из них не могла подняться в воздух. Но наши авиастроители и торговцы вооружением внимания на это тоже не обращали. Судя по всему, здесь существовали какие-то неформальные договоренности, которые, если верить алжирской стороне, были нарушены именно российскими оружейниками. Так, в беседе с российскими журналистами председатель парламента Алжира Абдельазиз Зиари, комментируя ситуацию с «МиГами», заявил буквально следующее: «В любом случае с алжирской стороны нет отступления от договоренностей. Это не в наших правилах, мы выполняем все принятые решения». Косвенно это подтверждает и тот факт, что к началу февраля нынешнего года общая сумма полученных от алжирцев платежей по военным контрактам, зафиксированная на специальном счете в Минфине России, увеличилась до 1,83 млрд долларов. Впрочем, как бы там ни было, Алжир стал уже третьей страной наряду с Индией и Китаем, у которых возникли серьезные сложности с «Рособоронэкспортом» по уже подписанным контрактам. Напомним, наш госпосредник в начале нынешнего года сорвал сроки исполнения контракта по поставке Индии тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». На модернизацию крейсера «Рособоронэкспорт» несколько лет назад выделил примерно 750 млн долларов, но сейчас все эти средства уже израсходованы. Оговоренные контрактом и реально необходимые объемы закупок некоторых материалов для этого авианосца отличаются в разы. Так, изначально для модернизации крейсера планировалось закупить 700 км кабелей, но сейчас стало ясно, что их необходимо как минимум 2,5 тыс. км. В целом же необходимый объем работ был занижен на 70%. Изменить эту ситуацию «Рособоронэкспорт» пытается, получив с индийских военных еще около 1 млрд долларов. Но даже если это произойдет, крейсер сможет впервые выйти в море на испытания не ранее 2011 года, что индийцев в корне не устраивает. Поэтому сейчас рассматривается возможность его продажи российскому ВМФ. Похожая ситуация сложилась и с китайским контрактом на поставку 38 транспортных Ил-76МД и самолетов-заправщиков Ил-78 для дальней авиации. Стоимость этой сделки составляла, по оценкам экспертов, от 500 млн долларов (если бы контракт полностью выполнял Узбекистан) до 1,5 млрд долларов. «Рособоронэкспорт» в качестве головного исполнителя этого контракта выбрал Ташкентское производственное объединение имени Чкалова (ТАПО), но оказалось, что там есть задел всего для 16 машин и почти нет квалифицированных кадров. В результате контракт оказался под угрозой срыва. И только после включения ТАПО в состав Объединенной авиастроительной корпорации работы по контракту удалось сдвинуть с мертвой точки. Тем не менее срок исполнения контракта уже нарушен. Это означает, что китайцы фактически в любой момент могут сделку разорвать и потребовать заплатить неустойку. Если «Рособоронэкспорт» не сделает из этого выводов, то бодрые рапорты начальников нашего госпосредника об очередных рекордах по экспорту вооружений навсегда останутся в прошлом.