Сага Эстерхази

Наталия Курчатова
25 февраля 2008, 00:00

Рассматриваемая книга венгерского «нобиля» Петера Эстерхази, потомка одной из знатнейших фамилий империи, по мнению критики, уверенно напрашивается на Нобелевскую премию. Вполне возможно, в итоге этот жребий не минует Эстерхази, у которого есть все необходимые характеристики: заслуженный восточноевропейский постмодернист и «эстетический диссидент», своего рода венгерский Сорокин — побуянив в молодости, ныне он щедро и старательно пишет о национальном и семейном, не забывая вписывать каждую загогулинку частного в общеевропейский культурный контекст. Он одновременно и «новый», и «старый» европеец, интеллектуал, граф и оригинал, утверждающий, что писателем, как и аристократом, необходимо родиться, более того — писателю точно так же приходится нести крест предназначения всю жизнь, на каждом новом этапе «творческой биографии» подтверждая свою соразмерность с почетным титулом.

Вышедшая в Венгрии лет восемь назад «Harmonia Caelestis» («Небесная гармония») — это, по признанию автора, «роман не исторический, не бытописательный, не географический и не биографический»; это «своеобразный комментарий к бытию» — бытию одной фамилии, следует добавить. Комментарий двухчастный: если поначалу Эстерхази нежно перебирает легенды и фантазии, то в книге второй вываливает на читателя сырое мясо истории; интерпретации предшествуют нарративу, который, в свою очередь, тоже не что иное, как род интерпретации…

В общем, все несколько постмодернистски туманно, но при том красиво, чудно, многоумно. Эстерхази, разумеется, выпендривается, но это не смех по поводу смеха — писателю есть о чем рассказать. Четыреста лет охоты на драконов под знаменами Австро-Венгрии, а после «ваши сиятельства» посреди века двадцатого: гордые, трогательные и растерянные как дети. Настоящая семейная сага.