«Вайгач» поменяет стоянку

3 марта 2008, 00:00

Минтранс России потерял контроль над атомными ледоколами. До конца года их передадут в ведение госкорпорации «Росатом», в составе которой планируется создать ледокольно-технологический комплекс

Атомных ледоколов сегодня осталось семь. «Арктика», чей срок эксплуатации истекает уже в феврале, «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач», которые поработают еще от трех до семи лет, и новенький «50 лет Победы». С 1994 года по договору доверительного управления, истекающему в августе нынешнего года, федеральным имуществом, находящимся в оперативном управлении флота, занимается ОАО «Мурманское морское пароходство» (ММП), которое еще до приватизации управляло ледокольным флотом СССР. Продлевать договор правительство не намерено — за минувшие годы накопились претензии к ММП. В частности, ледоколы использовались в качестве экскурсионных кораблей. Опасаются в Москве и того, что некий частный владелец ММП может продать стареющие, но стратегически важные ледоколы, без которых использование Северного морского пути ни гражданскими судами, ни кораблями ВМФ России невозможно.

Сейчас речь идет о ледокольно-технологическом комплексе на базе другого осколка советского режима там же, в Мурманске, — Федерального государственного предприятия атомного флота (ФГУП «Атомфлот»). С начала 60-х годов «Атомфлот» обеспечивал безопасную стоянку, ремонт и технологическое обслуживание атомных ледоколов и судов вспомогательного флота. Первой задачей новообразованной структуры будет утилизация ядерного топлива вышедшей из строя «Арктики».