Инвестиционная компания «А1», контролируемая «Альфа-Групп», купила 51,9% акций турецкой компании AFM Uluslararasi Film Produksiyon, управляющей 32 кинотеатрами в 12 городах. Сумма сделки — 28,5 млн долларов. Это второе приобретение «Альфа-Групп» в Турции (после покупки в 2005 году 13% акций мобильного оператора Turkcell за 1,6 млрд долларов). «A1» уже два года консолидирует кинобизнес в компании Eurasia Cinemas, которой принадлежит российская сеть кинотеатров «Кронверк Синема» (приобретена у ОАО «Эпос» в 2006 году), а теперь еще и AFM. После сделки число кинотеатров в Eurasia Cinemas достигло 43, экранов — 244. Основатель компании AFM Аднан Акдемир станет новым директором Eurasia Cinemas и сохранит 10% акций.
У инвестора амбициозные планы. Управляющий компанией «A1» Андрей Терехов сообщил о намерении довести общее количество залов Eurasia Cinemas до трехсот к концу 2008 года. Инвестиции при этом составят 50 млн долларов, а выручка компании превысит 100 млн. По его словам, компания будет развиваться органически, открывая новые кинотеатры в уже существующих сетях. Хотя она не закрыта и для возможности слияния с конкурентами в России. В дальнейшем возможен вывод Eurasia Cinemas на IPO, продажа стратегическому инвестору или слияние с более крупными мировыми сетями. «Я бы говорил о выходе из Eurasia Cinemas не раньше, чем через два года, поскольку с каждым годом масштаб бизнеса возрастает», — сказал г-н Терехов.
Если судить по 2007 году, перспективы у кинопрокатного бизнеса в России грандиозные: емкость рынка достигла 1 млрд долларов (данные маркетингового исследования РБК), темпы роста — 20–30%. Потенциальный объем кинорынка — 3–4 тыс. кинотеатров (сейчас в России 612 кинотеатров с 1300 залами). Пока средний россиянин тратит на кино 1,6 доллара в год, тогда как, например, у среднего француза эта сумма превышает 20 долларов. Есть куда расти и собственно киносетям, управляющим сегодня лишь 30% залов в России. Одна из крупнейших сетей — «Кронверк Синема» — насчитывает 11 кинотеатров, уступая лишь «Каро-фильм» (30), «Киномаксу» (20), «Формуле кино» (14). Остальные сети, например, «Парадиз», «Синема Парк», «Rising Star Media», «Центрфильм», «EA-Синема», «Арт Сайнс Синема», а также крупнейшие сети в регионах имеют по четыре-пять кинотеатров.
Eurasia Cinemas намерена расти в том числе за счет открытия залов в Казахстане, Азербайджане и на Украине. Опыт турецкого управляющего должен помочь компании в освоении этих рынков, во многом схожих с турецким. Что касается самой турецкой киносети, то, по словам г-на Терехова, большая часть ее целевой аудитории — наши соотечественники, отдыхающие в Турции. Так что родство рынков и тут налицо.