Модернизация мощи

Тема недели
Москва, 03.03.2008
«Эксперт» №9 (598)
Новое партнерство между бизнесом и властью в России может стать реальностью. Но только если новый и уходящий президент надолго останутся политическими союзниками

Вопрос о власти решился внутри самой власти, и это поневоле делает гадательными большинство суждений о новом российском президенте. Во время кампании было сказано много важных слов — и том, что «свобода лучше, чем несвобода», и о независимости судов, и об отходе от ручного режима управления экономикой. Некоторые конкретные шаги — разработка административных регламентов, скорейший переход на единую пониженную ставку НДС или его замена налогом с продаж, налоговое стимулирование НИОКР — были упомянуты, но они не приоткрыли завесу над вопросом о политическом механизме, который призван эти шаги совершить.

Конечно, кандидату в президенты и не пристало вдаваться в детали, их при необходимости могли бы растолковать его сторонники. Но сторонники такого желания не обнаруживали. Шквал горячих комментариев, в основном со стороны бизнеса, породили лишь налоговые инициативы Дмитрия Медведева. Что же до независимости судов, то здесь влиятельные комментаторы ограничивались протокольными речами, не давая даже намека на конкретику. Главным источником информации о Медведеве стали официальные выступления самого Медведева плюс единственное за всю кампанию «имиджевое» интервью кандидата. Источник этот, понятное дело, небогат.

Публицисты, взявшиеся говорить от имени Кремля, призывают вообще оставить в стороне вопрос о политическом механизме как нестратегический и малозначимый. По крайней мере, их проповеди на тему «никакой оттепели не ждите» можно истолковать только так. При том что «оттепель» — это действительно неудачный термин, уместно заметить вот что. Владимир Путин создал очень цельную и внутренне связную политическую систему. И одна из особенностей этой системы в том, что малозначимых вопросов в ней нет. Какую частность ни возьми, тут же выходишь на целое.

Один пример. Из налоговой области, которая в ходе кампании оказалась наиболее доступной для общественной дискуссии. Первый замминистра финансов Сергей Шаталов еще до выборов заявил, что о снижении НДС до 10% речи идти не может и что снижение может произойти не раньше 2010 года, поскольку бюджет-2009 уже сверстан и принят Госдумой. Нынешний Минфин дрожит над каждой копейкой, попадающей в казну, и готов держать громадный профицит, но не снижать налоги. Министр финансов и вице-премьер Алексей Кудрин — ключевой творец и проводник этой политики. Менять главу Минфина? Но Кудрин входит в ближайшее окружение Владимира Путина. В его руках немаловажные рычаги контроля над положением дел в стране вообще и в правительстве в частности, в том числе, надо полагать, и рычаги неформальные. Владимир Путин собирается стать премьером, а в нынешней парадигме власти трудно представить себе правительство Путина без путинского министра финансов.

В чем сила, брат?

Поскольку разумного и неравнодушного читателя едва ли удовлетворят как заклинания о «фактическом третьем сроке Путина», так и призывы расслабиться и не думать о политической стороне дела вообще, предложим следующий метод размышлений. Для начала примем за аксиому: они нам не

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (598) 3 марта 2008
    После выборов
    Содержание:
    Модернизация мощи

    Новое партнерство между бизнесом и властью в России может стать реальностью. Но только если новый и уходящий президент надолго останутся политическими союзниками

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама