Вторая в новейшей истории России законная смена главы государства состоялась. С чем мы читателей искренне и поздравляем. К выборам может быть много претензий по части их неконкурентности. Но если сопоставить результат с другими обсуждавшимися в элитах сценариями-2008 — от третьего срока Путина до оранжевой революции — помилуйте, от добра добра не ищут.
Надо признать и то, что легитимная смена власти не означает прозрачности и предсказуемости ее последствий. Бюрократия не первый месяц находится в ступоре. Прошедшие выборы не ответили на многие острые вопросы. Где будет центр силы и принятия решений, как будут распределены властные полномочия между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым — это только самое важное из того, что волнует сейчас российские элиты.
Не возьмем на себя смелость утверждать, что раздел полномочий между новым президентом и будущим премьером — вопрос малозначимый. Но отметим, что наше внимание к этому сюжету много говорит о нас самих. Мы незаметно подошли к грани, когда суждения о российской политике свелись к поиску и описанию той или иной аппаратной интриги. Ответственность за это лежит и на наших властях, которые на протяжении многих лет упорно загоняли политику в тесные рамки государственного аппарата, и на оппозиции, которая столь же упорно отказывается видеть в замыслах и действиях власти что-либо кроме шкурного интереса конкретного чиновника и попросту не готова спорить с властью по существу.
Ближайшие месяцы дадут немало поводов к тому, чтобы увидеть в происходящем только очередную схватку за кресла и финансовые потоки. Тем более для руководителей госкомпаний и госкорпораций первые месяцы работы тандема Медведев—Путин — лучшее время для лоббирования всякого рода преференций и расширения зон своего влияния, включая и попытки разной степени хитроумности разводок между президентом и премьером.
Да, многие решения в одной только экономической области многое скажут о направлении развития и стиле работы «перезагруженной» верховной власти. Например, если отягощенная зарубежными короткими долгами «Роснефть» начнет получать дешевые «политические» кредиты Сбера, ВТБ или ВЭБа — это явный признак движения в сторону от создания финансовой системы рыночного типа. Если ведущие госбанки будут тиражировать испробованные в последние месяцы «политические» интервенции на внутреннем рынке акций «особо важных», в первую очередь проведших «народные IPO» компаний — это шаг туда же, к капитализму «для своих». Очень показательными будут направления вложения средств Инвестфонда, еще до конца не определенные процедуры накопления и инвестирования бюджетных нефтегазовых фондов — резервного и национального благосостояния. Но важно понимать, что сейчас решается нечто куда более значимое, чем судьба очередной госкорпорации.
Мы далеки от мысли, что будущее страны определится в схватке двоих «хороших парней» с парой десятков влиятельных негодяев. Мозаика гораздо сложнее. Мы не знаем, насколько решительно готовы действовать Дмитрий Медведев и Владимир Путин, добиваясь публично поставленных ими целей: сильных институтов и современной частной экономики. Зато мы уверены, что России нечасто выпадают такие шансы на позитивные изменения, какие есть сейчас. Условия для подлинного партнерства между властью и средним частным бизнесом действительно созрели. Появление политически сильного премьера при институционально сильном президенте действительно дает возможность сделать большой шаг к прозрачным и равным для всех правилам игры. Россия действительно может осуществить уникальный проект: самостоятельно и эволюционным путем вырастить сильное демократическое европейское государство.
Повторить в сто первый раз, что для такого будущего власть должна быть честной, умной, тонкой, человечной, идеалистичной, нетрудно. Труднее нам самим — обществу — стать той силой, которая может двинуть Россию к желаемым переменам. И труднее разглядеть и принять в повседневной политической суете поступь отечественной истории со всеми ее провалами и победами.