Оптимизм с берегов Стикса

Мария Терещенко
10 марта 2008, 00:00

Ситуация в отечественной анимации все больше напоминает фронтовую, во время быстрого наступления, — азарт и напор есть, но прорыв может захлебнуться из-за отсутствия ресурсов

XIII Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале прошел почти без ярких премьер — в основном, правда, не по причине отсутствия в конкурсе хорошего кино, а потому, что многие фильмы уже «выстрелили»: одни — на международном анимационном фестивале «Крок», другие — в московских кинотеатрах, которые с каждым годом все активнее крутят анимацию.

Так, получивший в этом году гран-при «Дождь сверху вниз» Ивана Максимова всего чуть-чуть не поспел к Суздалю-2007 и был показан почти сразу после фестиваля в кинотеатре «35 мм»; большинство новых серий из «Горы самоцветов» (мультсериала по сказкам народов России) можно было увидеть летом и осенью в клубе «Шанти» и на Большом фестивале мультфильмов. А две очень яркие экспериментальные картины — «Колыбельная» Андрея Золотухина и «Три истории любви» Светланы Филипповой — прозвучали летом на «Кроке».

Из премьерного кино «коллегия 33 экспертов», два года назад сменившая на Суздальском фестивале традиционное жюри, выше всего оценила «Мальчика» Дмитрия Геллера и кукольный фильм Марии Муат «Он и она». «Мальчик» — это великолепно красивая фантазия о последних мгновениях жизни старого коня. А Мария Муат в своем трогательном и изящном кино пересказала историю «Старосветских помещиков» Гоголя. Помимо этой пары в большом фаворе у публики и судей оказался мультфильм «Маленькая Василиса», который проходил в категории «Дебюты», несмотря на то что его создательница Дарина Шмидт уже не первый год работает как главный режиссер на сериале «Лунтик». В своем первом некоммерческом кино Шмидт рассказывает о смешной девочке, которой удается обхитрить бабу-ягу.

 pic_text1

Еще одним заметным событием стал «Бедный Йорик» Сергея Гордеева. В этой макабрической фантазии изображаются катаклизмы, произошедшие в подземном мире в связи с тем, что могильщик изъял из могилы пресловутый череп. Танцующие скелетики, гибель загробного «Титаника» и вино «Кот дю Стикс» («Побережье Стикса») особенно пришлись по сердцу столпам нашей анимации Юрию Норштейну, Эдуарду Назарову и Владимиру Голованову. Находящийся в их ведении Специальный приз им. Александра Татарского мэтры присудили именно этому фильму — с формулировкой «за оптимизм».

Призы призами, но ни один из фильмов-конкурсантов особых восторгов у публики не вызвал, что было заметно, в частности, и по «экспертовскому» голосованию, результаты которого, как обычно, подсчитывались в реальном времени на церемонии закрытия. Если в прошлом году гран-призер Александр Петров с фильмом «Моя любовь» получил 110 баллов, занявший второе место Олег Ужинов с «Жихаркой» — 80 баллов, а третья по счету «Уборная история — любовная история» Константина Бронзита — 59 баллов, то на этот раз главный победитель «Дождь сверху вниз» набрал всего 64 балла, а следовавшие за ним «Мальчик» и «Он и она» — 56 и 37 соответственно.

Такую ситуацию хотелось бы объяснить неурожайным годом, однако невозможно отделаться от мысли, что стремительный подъем, который переживала наша анимация последние несколько лет, вот-вот прекратится и сменится фазой стагнации.

Увы, но к подобному повороту событий имеются серьезные предпосылки. Главная из них состоит в том, что уже много лет российская анимация существует за счет энтузиазма и профессионализма очень небольшой группы людей, которые одновременно снимают кино, развивают технологии, учат новое поколение и оценивают фильмы коллег.

 pic_text2

В той же Америке, к примеру, ситуация выглядит иначе, поскольку авторская анимация живет на обочине анимации коммерческой и зачастую питается как бы за ее счет. На огромную отрасль, выпускающую сериалы и полнометражное кино, работают учебные заведения и отряды компьютерных специалистов. Так что маленькой студии не нужно изобретать велосипед в области компьютерной трехмерки или устраивать курсы аниматоров. Коммерческая анимация обеспечит творцов и технологиями, и профессиональными кадрами, а иногда даже деньгами (например, студия Pixar регулярно выпускает некоммерческие короткометражки, чтобы опробовать то или иное компьютерное открытие).

У нас же, наоборот, коммерческая анимация живет на обочине авторской. Чтобы это понять, достаточно было взглянуть на проходившие в рамках суздальского смотра конкурсы сериалов и полного метра. За звание лучшего сериала соревновалось всего восемь проектов, два из которых (авторский проект Елизаветы Скворцовой «Колыбельные мира», состоящий из коротких арт-хаусных фильмов на мелодии этнических колыбельных, и несколько антинаркотических клипов, объединенных в проекте «Реанимация») лишь с большой натяжкой можно считать коммерческой продукцией. Не лучше обстоит дело и с полным метром, который представляли всего три картины: забавная лента покойного Валерия Угарова «Бабка Ёжка и другие», а также фильмы «Ролли и Эльф» (режиссер Андрей Игнатенко) и «Элька» (режиссер Владимир Саков).

К сожалению, бедность этих конкурсов связана вовсе не со строгостью суздальского отбора и не с нежеланием производителей давать на фестиваль свое кино (от участия в суздальском смотре отказались только создатели фильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник»). Причины намного проще: в России снимается очень мало мультипликационных сериалов и полнометражных фильмов.

 pic_text3

При таком раскладе авторской анимации неоткуда черпать ресурсы, и она вынуждена справляться собственными силами. Однако объять необъятное невозможно, и сколько бы ни пытался, например, Владлен Барбэ развивать в России 3D-технологии, такая масштабная задача не под силу его маленькой студии «Классика». А потому фильм Барбэ «Луна/Марс» просто обречен с чисто технической точки зрения уступать западным образцам 3D.

Ну и ладно, бог с ними, с технологиями. В конце концов, можно на свете и без 3D прожить. Значительно сложнее обойтись без специалистов. Режиссеры постоянно жалуются на нехватку аниматоров (специалистов, приводящих в движение рисунки и куклы), без которых хорошего мультфильма никак не снимешь. Но откуда взяться аниматорам, если в России сегодня практически нет заведений, обучающих этой профессии? И вряд ли они появятся раньше, чем возникнет широкий и устойчивый спрос на людей анимационных профессий, спрос, создать который может только коммерческое производство.

Стоит ли говорить, что без постоянного притока «свежей крови» (речь не только об аниматорах, но и о режиссерах, художниках и других участниках процесса) анимация просто не сможет продолжать развитие и подъем, поскольку физические и творческие силы упомянутой узкой группы людей, тянущих за собой мультипликацию, ограничены. Сегодня же единственным источником, дающим хотя бы в небольших количествах новые имена, становится интернет-сообщество. Здесь, на просторах Всемирной паутины, время от времени возникают мультипликаторы-самородки. Однако еще недавно сообщество аниматоров категорически не принимало «интернетчиков», ситуация начала меняться буквально в этом году. Сдвиг произошел благодаря Владимиру и Дмитрию Наумовым, которые в рамках Суздальского фестиваля устроили дополнительный конкурс «Фильмы, сделанные в нерабочее время», рассмотрели 83 работы, присланные через интернет, и пригласили создателей трех лучших фильмов на сцену Суздальского фестиваля — получать призы.

 pic_text4

Возможно, благодаря этому проекту вскоре начнут создаваться какие-нибудь тандемы аниматоров и «интернетчиков», и можно надеяться, что результаты деятельности этих тандемов окажутся не менее приятными, чем состоявшийся в этом году приход в анимацию известного комиксиста Хихуса, который под своим автонимом Павел Сухих представил в Суздале сразу два очаровательных дебютных мультфильма — серию из проекта «Реанимация» и славное абсурдное кино «Человек с ветром в голове». Мультипликаторы, конечно же, сразу снобистски окрестили работы Хихуса ожившими комиксами; но, кажется, именно эти короткие и простенькие фильмы стоит назвать самыми яркими премьерами нынешнего Суздальского фестиваля. По крайней мере, в них кроется какое-то сладкое обещание, что наша анимация найдет-таки — не в одном, так в другом месте — необходимые ресурсы и продолжит радовать и удивлять зрителей.

Суздаль—Москва