Страусиная транспортная политика

Международный бизнес
Москва, 10.03.2008
«Эксперт» №10 (599)
Хитроу — один из крупнейших аэропортов в мире — стал синонимом хаоса и беспорядка. Проблемы аэропорта явно указывают на ошибки в транспортной политике страны, где предпочитают латать выбоины, а не строить новые дороги

Одной из главных политических новостей Британии последних недель стала акция активистов-экологов из группы Plane Stupid, взобравшихся на крышу здания Вестминстерского дворца, в котором заседают обе палаты британского парламента, казалось бы, одного из наиболее тщательно охраняемых объектов в стране. Там экологи развернули транспаранты с требованиями к правительству отказаться от расширения аэропорта Хитроу, главных воздушных ворот страны. Спустя три часа активистов с крыши удалось снять. Однако работа парламента была парализована, а тема Хитроу привлекла внимание всей страны.

Хитроу — крупнейший международный аэропорт в мире. Но в Британии он уже давно стал объектом критики со стороны как политиков, так и обывателей. Так, по последним подсчетам, в 2007 году это был худший аэропорт в Европе по числу задержанных вылетов. А крупнейшая авиакомпания Хитроу — British Airways — оказалась худшей авиакомпанией Европы по задержкам вылетов и багажа.

Предполагалось, что многие из этих проблем будут решены уже совсем скоро — 27 марта британская королева Елизавета II должна торжественно открыть пятый терминал аэропорта стоимостью 8,5 млрд долларов, который позволит значительно увеличить пассажиропоток. Однако ровно за месяц до этого события в отставку со своего поста подал Стивен Нельсон — президент компании British Airport Authority (BAA, оператор крупнейших лондонских аэропортов, включая Хитроу). Отставка показала остроту проблем, которые отмечаются как в самом Хитроу, так и в компании BAA.

Слишком шумно

После проведения акции на крыше британского парламента Ричард Джордж, один из лидеров группы Plane Stupid, заявил, что таким образом экологи хотели «заставить правительство Гордона Брауна задуматься о неудобстве прямо над головами, о котором никто не просил». Под «неудобством» подразумевается расширение аэропорта Хитроу, который имеет всего две взлетно-посадочные полосы (в то время как у его менее заполненных пассажирами конкурентов по три—пять полос).

Еще осенью 2007 года министр транспорта Рут Келли объявила, что правительство поддерживает строительство третьей (хотя и немного более короткой) полосы и еще одного терминала — Т6. Эти объекты должны быть построены к 2020 году, что позволит значительно увеличить число самолетов и пассажиров, которые будут проходить через Хитроу.

С нынешних 68 млн человек пассажиропоток вырастет до 112–128 млн, а число взлетов и посадок самолетов увеличится с 470 тыс. до 655–750 тыс. в год. По мнению сторонников расширения Хитроу, это позволит закрепить его роль ключевого мирового хаба, особенно на трансатлантическом направлении.

Беда в том, что расширение Хитроу приведет к серьезному увеличению уровня шума и загрязнения на значительной территории. Только лишь для строительства третьей полосы придется снести более 700 домов, включая всю деревню Сипсон в западном Лондоне, на месте которой должен быть построен шестой терминал. Появление третьей полосы даст возможность использовать нынешние две одновременно для взлетов и посадок (

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (599) 10 марта 2008
    Беспорядки в Армении
    Содержание:
    Десять дней на площади Свободы

    Массовые беспорядки в столице Армении продемонстрировали, насколько население страны раздражено безразличием властей. Только слабая организация протестующих и отсутствие сильного лидера не позволили митингам перерасти в очередную революцию

    Обзор почты
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама