Пиар «Россия»

Культура
Москва, 17.03.2008
«Эксперт» №11 (600)
Добровольцы, формирующие новую историко-идеологическую «библиотечку патриота», действуют методами PR-технологов или Виктора Франкенштейна: тут отрезать, там пришить, здесь раздуть, а здесь подкорнать. Результат получается соответствующий

Попытки моделирования идеологии для молодой «суверенной демократии» обозначились как жанр общественно-политического высказывания относительно недавно, но их интенсивность уже позволяет рассматривать явление в историческом срезе. Как в любой истории, здесь уже появились свои загадки (декларированная анонимность пресловутого проекта «Россия»), свои курьезы (обмен девушками из движения «Наши» трусиков-стрингов на просторные, как говорят на флоте, «паруса»)*, свои внутренние оппозиционеры (писатель Александр Проханов, который вроде бы и за империю, но при этом настаивает, что делать ее надо не так, а еще лучше — чистыми руками).

Как бы то ни было, практически любая новая власть, претендующая не на временный золотоордынский ярлык, но на легитимацию изнутри и установление надолго, начинает это дело с вторжения в сакральное. На начало двадцать первого века территория сакральности ощутимо сузилась — религия для большинства населения является не более чем декорацией «выходного дня», на социальные утопии история предыдущего столетия выработала у европейского человечества вполне устойчивый аллерген. Остается не так уж много, и прежде всего — национальная (и наднациональная) история, причем, скорее, не на уровне корпуса знаний, а на уровне мифов и расхожих представлений.

В этом отношении книга профессора МГИМО Владимира Мединского бьет либо в яблочко, либо под дых — это уж кому как больше нравится.

Труд Мединского так и озаглавлен «О русском пьянстве, лени и жестокости. Мифы о России». «Пора разобраться с тем, что же такое вообще исторические мифы, как они работают и что собой представляют. Откуда они взялись, кому выгодны. Кто и зачем поддерживает их внутри страны, какова их разрушительная сила», — говорит автор в предисловии. Начало жизнеутверждающее, в духе «дайте места для драки». Ну, о’кей.

Для начала — форма. В этой позиции книга ощутимо неровна. Предъявлять к ней требования научной стройности нелепо — в конце концов, в аннотации черным по белому сказано: «Для широкого круга читателей». Но и аттестацию на качественный научпоп «Мифы о России» не выдерживают: в этом жанре предполагаются информированность, логика плюс хороший слог и дар занимательности. Информированность автора о предмете и явлениях имеет, если так можно выразиться, волновую природу. Если максимум амплитуды приходится, скажем, на русское Средневековье, то минимум — на все, что касается западноевропейской истории, с реалиями которой автор без устали соотносит отечественный быт и нравы. Как вам, к примеру, ссылка на фильмы «Королева Марго» и «Парфюмер» в качестве источников, живописующих нравы эпохи? Отсюда, прямо скажем, и до «Конана-варвара» недалеко. Глава «Антисистемы», рассказывающая о средневековых ересях манихейского толка, как в известном анекдоте, заставит поочередно смеяться и плакать любого медиевиста. Вослед доминиканцам — усмирителям французского юга Мединский повторяет сказки о том, что катары укрощали плоть посредством «безудержного пьянства и анонимного свального разврата».

Новости партнеров

«Эксперт»
№11 (600) 17 марта 2008
Абхазия и Южная Осетия
Содержание:
Большая кавказская колея

Москва меняет свою политику в отношении Абхазии и Южной Осетии. Во многом это вынужденный шаг, который продиктован решениями, принятыми многие годы тому назад

Наука и технологии
Реклама