Эффект массы

Спецвыпуск
Москва, 24.03.2008
«Эксперт» №12 (601)
От безудержной региональной экспансии крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы переходят к планомерному повышению эффективности бизнеса

Если бегло просмотреть результаты нашего двенадцатого рейтинга крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) России, то напрашивается весьма незамысловатый, хотя и внушающий оптимизм вывод. Рынок устойчиво растет, а его развитие почти полностью укладывается в тенденции, подмеченные нами еще год-два назад.

Действительно, уже второй год выручка ведущих АКГ увеличивается почти на 40% ежегодно, уверенно перекрывая и инфляционный фон, и общий рост экономики (см. график 1). Структура совокупных доходов неизменна. Соотношение 40 к 60 (см.график 2), отражающее вклад услуг от аудита и консалтинга соответственно, казалось бы, хоть сейчас высекай в мраморе. По крайней мере, в последние три года оно если и менялось, то максимум на полтора процентных пункта. Да и лидеры, по большому счету, все те же. Словом, можно и расслабиться.

Однако более детальное ознакомление с итогами деятельности 150 АКГ в 2007 году заставляет прийти к другим заключениям. Как раз сейчас рынок начинает входить в новую фазу развития. Накопив изрядную массу за счет стремительного строительства региональных сетей, ведущие участники рынка озадачились вопросом: а как, собственно, добиться эффективности разросшегося хозяйства? Ответом на него становится существенное замедление продвижения в регионы и более пристальное внимание к качеству предоставляемых услуг.

Сетевое торможение

Суммарная выручка 150 крупнейших российских АКГ (без компаний «большой четверки») в 2007 году достигла 37 млрд рублей, увеличившись по сравнению с показателями предыдущего рейтинга на 37,4%. Основная причина успехов аудиторов и консультантов очевидна. При столь благоприятной экономической конъюнктуре спрос на их услуги неизбежно растет. В таких условиях компании имеют все возможности для привлечения новых заказов, даже постепенно повышая ставки (последние, кстати, по нашим оценкам, увеличились за год в среднем на четверть).

«Устойчивый рост экономики и активное стремление ведущих российских компаний к публичности, а также приток иностранного капитала в Россию и приобретение зарубежными компаниями российских активов — вот основные факторы, способствующие росту рынка», — считает глава группы компаний «БДО Юникон» Андрей Дубинский. Его поддерживает и президент компании ФБК (PKF) Сергей Шапигузов: «В минувшем году сразу несколько обстоятельств предопределили рост рынка аудиторско-консалтинговых услуг. Во-первых, общий рост экономики — все-таки по итогам года мы получили очень весомую прибавку ВВП — 8,1 процента. Во-вторых, несмотря ни на что, весьма динамично развивались многие средние и малые предприятия, и это также повлияло на увеличение спроса на аудит и консалтинг», — заключает он.

Тем не менее внешние факторы развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг отходят на второй план перед кардинальным изменением самого характера роста. От экстенсивной модели, при которой все усилия лидеров тратились на механическое наращивание масштаба деятельности за счет организации региональных филиалов и поглощения более мелких с

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (601) 24 марта 2008
    Налоги
    Содержание:
    Укрощение Минфина

    Последние налоговые инициативы Минэкономразвития подвергают сомнению не только базовые принципы нынешней налогово-бюджетной политики, но и положение Алексея Кудрина как самого влиятельного министра в российском правительстве

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама