Как обезопасить себя от полуправды

Кирилл Кириченко
24 марта 2008, 00:00

В книге «Доказательный менеджмент» два профессора Гарвардской школы бизнеса предупреждают менеджеров об опасностях, которыми грозит поверхностное знакомство с современной управленческой наукой. «Предприняв небольшое расследование, мы с удивлением обнаружили, что очень часто действия менеджеров были спровоцированы каким-нибудь семинаром, прочитанной книжкой или рекомендацией консультанта по вопросам управления», — пишут авторы во вступлении. Такой подход к принятию управленческих решений чаще всего ведет к негативным последствиям. Поступающий так менеджер не дает себе труда подумать о том, на каких предпосылках основывается концепция, о которой он услышал на семинаре или от консультанта.

Справедливости ради следует отметить, что управленческие идеи зачастую продвигаются по всем правилам агрессивного маркетинга: они подаются как истина в последней инстанции, а их сомнительные стороны затушевываются. В итоге многие предлагаемые теоретиками решения обретают характер «опасной полуправды». Авторы предлагают рецепт борьбы с этой опасностью: проверять рекомендации теоретиков и консультантов на соответствие конкретной ситуации, сложившейся в компании. Менеджерам советуют задать себе вопрос, какие из исходных предположений, заложенных в предложенной концепции, соответствуют реальной практике их бизнеса, и тем самым стать на путь доказательного менеджмента, то есть управления на основе фактов, а не слепой веры в то, что чем моднее теория, тем она вернее.

Свою уверенность в необходимости практиковать доказательный менеджмент авторы обосновывают разбором конкретных примеров, как ставшие, казалось бы, уже абсолютными истинами утверждения (например, «нет ничего важнее стратегии»), примененные на практике, наносили компаниям реальный вред.