Мнения специалистов

24 марта 2008, 00:00
 pic_text1

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Наталья Бурыкина:

— Предложение о снижении НДС до 12–13 процентов с отменой льготной 10-процентной ставки созвучно с инициативами депутатов Госдумы еще третьго созыва. По товарам, на которые распространялась 10-процентная ставка, теоретически возможно небольшое повышение цен, однако экономической основы для него нет. Социально значимых товаров, например детской одежды, не так много производится на территории России, большей частью идет импорт из Китая и т. д. А сырье, из которого изготавливаются эти товары, в основном подпадает под ставку НДС 18 процентов, поэтому, наоборот, если вся цепочка производства этих товаров будет осуществляться на территории РФ, произойдет удешевление, так как существенно снизится стоимость сырья, которое в основном привлекается с внешних рынков. Здесь больше вопрос психологии наших производителей, которые при любом повышении налогов сразу начинают поднимать цены, вместо того чтобы конкурировать и снижать издержки, как во всем мире. Выпадающие доходы надо компенсировать повышением акцизов на определенные группы товаров, не являющихся, скажем так, предметами первой необходимости: винно-водочные, табачные изделия, частично пиво, как это делается во многих странах.

Интересно предложение МЭРТа увеличить амортизационную премию на 30 процентов: по сути, они предлагают то, что мы в свое время предлагали, — свободное управление предприятия своей амортизационной политикой, то есть свободное формирование, скажем, сроков амортизации, что когда списывать. Это ускорит обновление фондов, стимулирует очень серьезные инвестиции не только в технологии, но и в средства производства. МЭРТ предлагает сделать это через амортизационную премию, но я считаю, было бы честнее сказать, что государство готово отдать амортизационную политику на откуп предприятиям.

Что касается позиции Минфина о выпадении доходов федерального бюджета при увеличении налоговых льгот, нельзя же все рассматривать сугубо с точки зрения доходов бюджета — тогда ничего не надо делать в принципе. У нас есть Стабилизационный фонд, который для того и нужен, чтобы сглаживать последствия реформ. Сегодня есть возможность за счет уникальной ситуации на нефтяном мировом рынке создать основы для развития своих производств, поскольку мы имеем финансовую подушку на несколько лет. Мы отменили налог с продаж — развили потребление, снизим НДС — разовьем конкурентное производство. Тогда у нас будет меньше монополистов, потому что начнется существенный рост производства, который даст возможность конкурировать на рынке. Таким образом, мы сможем бороться с инфляцией.

 pic_text2

Заместитель генерального директора Центра фискальной политики Александр Дерюгин:

— Снижение ставки НДС до 12–13 процентов за счет повышения акцизов компенсировать невозможно. С точки зрения облегчения жизни бизнеса это правильная мера, но если будет принято решение о введении ее с 2009 года, придется полностью перекраивать расходную часть уже принятого трехлетнего федерального бюджета до 2010 года, что нельзя признать нормальным. Либо мы признаем, что поторопились с трехлетним планированием и будем все переигрывать, либо заставим бизнес еще пару лет подождать и снизим НДС с 2011 года, тогда в конце этого года очередной трехлетний бюджет будет рассчитываться уже исходя из пониженной ставки НДС. Причем надо понимать, что придется пересчитывать бюджеты всех уровней. Если мы меняем параметры доходов по НДС, это, с одной стороны, прямые выпадающие доходы из федерального бюджета, с другой — увеличение доходов региональных и местных бюджетов, поскольку часть добавленной стоимости, не обложенной НДС, то есть эти высвободившиеся средства бизнеса, частично уйдут на повышение заработной платы работникам, частично — в прибыль. А подоходный налог и налог на прибыль поступают в основном в бюджеты субъектов федерации и муниципалитетов: подоходный налог делится между местными и региональными бюджетами, а налог на прибыль — между региональными (большая часть) и федеральным бюджетами. Поэтому, конечно, регионы и муниципалитеты будут очень заинтересованы в такой мере. Но так как поменяется вертикальный баланс распределения доходов между федерацией и субъектами, нужно будет перестраивать межбюджетные трансферты, которые сейчас тоже выстроены на три года (а у нас перераспределение доходов между бюджетами очень значительное).

Что касается увеличившейся нагрузки на бизнес, это факт: притом что у нас снижались налоги, налоговая нагрузка росла и в 2007 году впервые превысила 40 процентов, это рекорд по налоговой нагрузке за все время существования российского бюджета.