От Тибета до Синьцзяна

Геворг Мирзаян
доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
24 марта 2008, 00:00

Большую часть своей истории Тибет был независимым государством и лишь в XVIII веке полностью вошел в состав Китая. После падения династии Цин в 1911 году Тибет вновь объявил о независимости. Однако как государство он не смог состояться — в 1926 году пришлось даже вводить налог на уши, чтобы собрать деньги для создания армии (все другие мыслимые налоги к тому времени уже существовали). Поэтому в 1950 году войска коммунистического Китая относительно беспрепятственно захватили эту территорию. Китайские власти незамедлительно начали политику по отъему земли у монастырей и знати, а также по переселению в Тибет этнических китайцев для ассимиляции населения. Поднявшие восстание местные жители были разгромлены. В результате десятки тысяч тибетцев во главе с далай-ламой XIV вынуждены были бежать в Индию. Индийские власти приняли беженцев при условии, что они не будут заниматься антикитайской агитацией. Сейчас в Индии проживает около 100 тыс. тибетцев, а неофициальная столица тибетского правительства в изгнании находится в индийском городе Дхарамсала, который иногда называют «малой Лхасой». Всего же за пределами Китая проживает около 134 тыс. тибетцев.

Тибетские диссиденты уже почти полвека ведут борьбу за свободу своей родины. Начавшиеся в 2002 году конфиденциальные переговоры далай-ламы с Пекином о предоставлении большей автономии Тибету ни к каким результатам не привели. Пекин не намерен признавать культурную самобытность тибетцев, предпочитая даже называть регион не Тибет, а Синьцзян. Кроме того, сейчас китайская политика ассимиляции дает плоды: регион, считающийся оплотом мирового буддизма и кладезем уникальной культуры, стал стремительно китаизироваться. Даже в прямом смысле — по неофициальным данным, китайцев в Тибете сейчас больше, чем самих тибетцев. Кроме того, многие «городские» тибетцы предпочитают забыть о свободе ради собственного живота и намеренно идут на ассимиляцию (учат китайский и сотрудничают с властями). Основным распространителям всех сепаратистских настроений — тибетским монахам — запрещено брать детей на обучение в монастырь. При сохранении подобных тенденций тибетский вопрос в ближайшем будущем может решиться сам собой.