Женевские конвенции

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
24 марта 2008, 00:00

Тема охраны окружающей среды в очередной раз была одним из лейтмотивов завершившегося неделю назад Женевского автосалона. В фаворе компактные автомобили, но оживляются и легкие внедорожники

Сенсационных новостей по развитию европейского автомобильного рынка завершившийся Женевский автосалон не принес. Этот рынок вот уже седьмой год находится в состоянии стагнации, годовое производство в странах Евросоюза топчется в районе 16 млн автомобилей, ежегодно изменяясь всего на несколько процентов, продолжает расти спрос на дизельные машины (см. график).

В наступившем году в странах Западной Европы наметился незначительный спад продаж: согласно данным Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), объемы реализации новых автомобилей за первые два месяца снизились примерно на треть процента, а по итогам года цифра ожидается приблизительно в полпроцента. Не очень благоприятные ожидания связаны в том числе с принятием новых нормативов на выбросы углекислых газов продаваемых в Европейском союзе автомобилей (к 2012 году машины в Европе должны выбрасывать в атмосферу не более 130 г СО2 на километр пробега, в то время как сегодня это 160 г СО2 на километр).

Жесткие экологические нормы заставляют европейских автопроизводителей активно разрабатывать новые технологии в производстве двигателей. Одну из самых ярких новинок представила на Женевском автосалоне шведская марка Saab. Концепт-кар Saab 9-Х BioHybrid может ездить на бензине, биотопливе и электричестве. Совокупная мощность двигателя этой машины целых 200 л. с., которые складываются из взаимодействия электродвигателя и мотора внутреннего сгорания с объемом всего 1,4 л. Особенность этого мотора в том, что его по желанию можно заправлять как бензином, так и биотопливом. Причем на биотопливе машина ездит быстрее: она разгоняется до 100 км/ч всего за 7,9 секунды. Если же заправить бак бензином, то скорость до «сотни» набирается за 8,3 секунды. Необычна у Saab 9-Х BioHybrid и конструкция заднего спойлера. Он незаметная интегрированная часть крыши, когда автомобиль в неподвижном положении, и торжественно выдвигается сверху, обеспечивая прижимную силу и, соответственно, лучшую управляемость, когда машина развивает высокую скорость.

Вслед за Европой приспособленные для города компактные автомобили начинают пользоваться возрастающим спросом и в России

Маленькие и удаленькие

 pic_text1 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Если отвлечься от концептуальных разработок будущего и перейти к реальным серийным автомобилям, то пока производители в борьбе за европейского потребителя идут прямым путем — делают ставку на компактные машинки, удобные при парковке в переполненном мегаполисе и расходующие мало топлива.

Например, компания Mazda представила в Женеве трехдверный вариант своей малютки Mazda2. «Компактные автомобили пользуются в Европе возрастающим спросом, — говорит Джеймс Мюр, президент европейского отделения Mazda. — Кстати, эта тенденция характерна и для России. В ушедшем году один из самых значимых всплесков продаж на российском рынке произошел именно в сегменте автомобилей класса В. Так что мы рассчитываем на успех нашей новой Mazda2, которую весной начнем продавать в том числе и у вас. Что же касается новой трехдверной Mazda2, которую мы представили на Женевском автосалоне, то это более эмоциональная с точки зрения дизайна машина. Она адресована в первую очередь молодым потребителям, которые любят оригинальный стиль и стремятся быть непохожими на других».

Еще одна значимая, в том числе для российского рынка, премьера в классе компактных автомобилей — новый Ford. В Женеве было представлено сразу два типа кузова этой маленькой, меньше четырех метров, машинки — трехдверный и пятидверный хетчбэк. Внешний вид новой Fiesta радикально преобразился. Он приобрел черты фирменного фордовского «кинетического дизайна», когда кажется, что стоящая на месте машина мчится вперед: зализанные на боковины фары и большой агрессивный рот-воздухозаборник. Салон автомобиля перекликается с внешним видом — кнопки управления и дефлекторы воздуховода в центре передней консоли образуют форму раскинутых крыльев птицы. С конструктивной точки зрения новая Fiesta сбросила вес за счет применения новых сверхлегких материалов, у машины усовершенствована система безопасности (в ней теперь есть новая подушка безопасности для защиты коленей водителя), появился большой спектр двигателей. Fiesta будет сходить с конвейера завода Ford в Испании в комплектации пяти силовых агрегатов — от самого слабого и экономичного (1,2 л, мощность - 60 л. с.) до мощного мотора Ford Duratec 1,6 л мощностью 115 л. с. По словам пресс-секретаря российского отделения Ford Екатерины Кулиненко, новый Ford Fiesta появится на российском рынке до конца текущего года.

А вот другая компактная новинка — новый Chevrolet Aveo в трехдверном кузове (в целом новый Chevrolet Aveo был представлен еще осенью во Франкфурте) — доедет до России уже в июне. Выразительность машине придает броский передок с большой радиаторной решеткой. Она будет оснащаться двумя бензиновыми моторами (1,2 и 1,4 л), один из которых по желанию можно дополнять автоматической коробкой передач.

 pic_text2 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Настоящий фурор на выставке произвела новая субкомпактная модель Toyota IQ. Совершенно чудесным образом разработчикам этой малютки длиной менее трех метров удалось создать внутри пространство, где вполне комфортно могут расположиться четыре человека. Точнее, посадочная формула в IQ официально заявлена как 3+1, то есть три взрослых, а на заднем сиденье за водителем еще один ребенок. Такую вместительную сверхкомпактную машину тойотовцам удалось создать за счет ряда инженерных ухищрений. Например, специально для модели был разработан новый распредвал, которому требуется меньше пространства для передачи усилия мотора на передние ведущие колеса. Или такое примечательное новшество, как топливный бак, который буквально распластался по днищу автомобиля, стремясь к максимальной экономии места. Представители Toyota утверждают, что IQ начнет производиться уже до конца года, а вот будет ли малютка поставляться в Россию — вопрос пока открытый.

Немало шума на Женевском автосалоне наделал суперкомпактный автомобиль из Индии Tata Nano. Производители называют его «народным автомобилем» из-за сверхдоступной цены, которая, как обещано, будет начинаться от 1,7 тыс. евро. Эдакая коробчонка на колесах имеет длину в 3,1 метра, ширину 1,5 и высоту 1,6 м. Заявляется, что на такой машине могут вполне комфортно передвигаться четыре человека. Однако проверить вместимость модели на стенде Tata не позволяли, мотивируя, что там выставлена предсерийная модель, требующая незначительных доработок. Одновременно производитель утверждает, что Nano вполне безопасная машина, впрочем, что тоже предстоит выяснить на практике независимым краш-тестам.

Женевский автосалон собрал необычайно богатый урожай новых легких внедорожников

Внедорожнички

 pic_text3 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Помимо вполне логичных для Европы компактных машин на Женевском автосалоне оказалось на удивление много премьер в классе внедорожников. Точнее — «внедорожничков» — более утилитарных версий привычных проходимых автомобилей, которые сейчас маркетологи и журналисты называют кроссоверами и паркетниками. Выставка продемонстрировала, что европейский потребитель готов переплачивать за возможность иметь на своей машине полный привод, более высокий дорожный просвет и, соответственно, передвигаться если не в болоте, то как минимум на легком бездорожье за городом.

Одной из самых ожидаемых премьер в этом классе автомобилей стал кроссовер Ford Kuga. И хотя он построен на платформе автомобиля класса С — Ford Focus, — после представления серийной версии стало окончательно ясно, что новинка метит не в сектор популярных ныне сверхкомпактных кроссоверов типа Nissan Qashqai. Габариты Kuga (длина 4,43 м, высота 1,65 м) говорят о том, что автомобиль будет играть на поле Volkswagen Tiguan, Toyota Rav 4, Nissan X-Trail и других небольших внедорожников (та же Toyota Rav 4 получается короче Kuga на 45 мм).

В отличие от появившегося еще во Франкфурте предсерийного концепта Kuga получил ряд примечательных деталей. Это стильный дизайн интерьера (салон отделан приятным на ощупь пластиком) или такая опция, как камеры заднего вида с датчиками расстояния (помогают парковаться в тесных местах). В России официально Ford Kuga будет представлен на финале футбольного Кубка УЕФА в конце мая.

Свои несколько, пожалуй, запоздалые амбиции на класс легких джипов на автосалоне продемонстрировала компания Renault со своим первым в истории внедорожником Koleos. Koleos — типичный космополит, отражающий происходящий сейчас в мировом автопроме процесс глобализации. Подвеску и систему полного привода разрабатывал партнер Renault компания Nissan. Элементы дизайна по сути повторяют уже продающийся в Корее Samsung QM5 (Samsung тоже входит в группу Renault-Nissan). Корейские корни Renault Koleos заметны прежде всего в интерьере по несколько грубоватой отделке и жесткому пластику, не свойственному большинству автомобилей марки Renault.

 pic_text4 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Новый кроссовер, претендующий на свое место в премиум-сегменте, — Volvo XC60. Новинка тоже вобрала в себя элементы партнеров Volvo: инженеры утверждают, что в ее основе некоторые детали от Ford Mondeo и Land Rover Freelander. XC60 претендует на звание самого технологичного транспортного средства в своем сегменте: автомобиль оснащен всеми мыслимыми электронными системами безопасности, уникальнейшая из которых функция City Safety. По сути машина уже без участия водителя позволяет избежать столкновения на скорости до 50 км/ч (специалисты Volvo утверждают, что именно на этой скорости происходит большинство столкновений в городе). Радары на автомобиле по несколько десятков раз в секунду оценивают ситуацию на дороге, и, если на пути возникает неожиданное препятствие, система сначала предупреждает водителя, а если тот не успевает среагировать, автомобиль будет тормозить сам вплоть до полной остановки.

В пику шведам Toyota представила на автосалоне свою новую систему безопасности Toyota Pre Crash Safety System, которая следит не столько за дорогой, сколько за водителем — точнее, за его глазными яблоками. Если взгляд водителя в опасный момент сближения с посторонним объектом направлен не в сторону дороги или если глаза, не дай бог, вообще прикрыты, то поднимается тревога в виде звуковой сирены.

Много народа толпилось и у новинки от Toyota — городского джипчика Urban Cruiser. Этот автомобильчик заметно меньше, чем популярная ныне Toyota Rav 4, и, по замыслу его создателей, предназначен для тех, кто в основном передвигается по городу. У Toyota Urban Cruiser, который пока имеет статус предсерийной модели, как ни странно, пока не предусмотрено полного привода. Наверное, японцы считают, что самое большое, на что должен быть способен автомобиль такого плана, — преодолеть большую лужу на асфальте. Хотя не исключено, что на серийной версии, появление которой ожидается в самое ближайшее время, полный привод уже появится.

На поле кроссоверов отличился и Mercedes-Benz - он представил предсерийный концепт паркетного внедорожника Mercedes-Benz GLK. GLK построен на базе полноприводных модификаций Mercedes-Benz С-класса и пока оснащен гибридным двигателем: 2,2-литровым дизелем, дополняемым электродвигателем (суммарная мощность - 224 л. с.).

 pic_text5 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Nissan, в свою очередь, представил новое поколение скоростного кроссовера Murano. Впрочем, изменения у этого автомобиля не очень существенные. Внешне он стал смотреться агрессивнее за счет более раскосых фар и добавления «мускулов» — новых выпуклых линий в очертаниях кузова. «Перед нами стояла задача сохранить узнаваемость прежнего Nissan Murano, который пользуется большим спросом в том числе и в Европе», — комментирует Татьяна Натарова, пресс-секретарь российского представительства Nissan.

На земле и под водой

Чем еще запомнился прошедший Женевский автосалон, так это, конечно, выдающейся новинкой, которая скоро приедет и в Россию, — новой Honda Accord. Новый серийный вариант этой популярной модели D-класса долго готовили, но ее появление несколько разочаровало участников автосалона. Вслед за необычной Honda Civic все ждали от японского производителя чего-то более броского и яркого. Эта же Honda Accord получилась весьма сдержанной: она отличается несколько, пожалуй, резкими и ломаными изгибами экстерьера и новой панелью внутри, впрочем, ничем особенно не выделяющейся. Как и все последние новинки D-класса, Accord стал заметно длиннее (на 61 мм), его база выросла на 120 мм и ширина - на 120 мм. У машины подверглись доработке два старых бензиновых мотора (2,0 и 2,4 л) и появился абсолютно новый третий двигатель — турбодизель 2,2 л. Гораздо больше, чем внешность, впечатляет напичканность нового Accord новейшими электронными системами - в частности, это новый электроусилитель руля, который связан с системой стабилизации. В сложной ситуации руль сам легкими импульсами будет подсказывать водителю, в какую сторону его нужно вращать.

А вот другой заметный игрок D-класса — новая Opel Vectra — в Женеве представлен не был. Было заявлено, что новая модель сбросит покрывала перед публикой позже - летом на автосалоне в Лондоне, где она уже будет называться по-другому — Insignia.

Зато в Женеве всех поразил концепт новой Opel Meriva. Он оснащен распашными дверями, то есть задняя дверь открывается против хода машины. Раньше такое применялось только в элитных автомобилях типа Rolls-Royce. Однако конструкторы Opel посчитали, что попадать таким способом внутрь можно и на бюджетных машинах. «Садиться в распахнутую против хода движения дверь, несомненно, удобнее, пространство салона становится более доступным, — поясняет пресс-секретарь российского представительства General Motors Ирина Калашникова. — А для России это удобно вдвойне, так как садящиеся через переднюю дверь люди не будут пачкаться об открытую заднюю, если машина залеплена грязью, что нередко бывает при нашей плохой погоде».

 pic_text6 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Удивил на своем стенде и Volkswagen. Несомненно, удачным получилось новое купе Volkswagen Scirocco. Новинка построена на платформе Golf, однако внешне выглядит более эмоционально: динамичные линии и обводы делают машину похожей на стильные итальянские купе Alfa Romeo. Немецкие конструкторы поработали не только над дизайном, но и над техническими решениями: машина выделяется новой семискоростной коробкой передач DSG с двумя сцеплениями, а также «адаптивной системой контроля шасси», приспосабливающей автомобиль под желаемый стиль вождения и конкретное дорожное покрытие. Однако пресс-секретарь Volkswagen в России Андрей Гордасевич оставил вопрос, будет ли Scirocco поставляться у нас в отечестве, открытым.

Что же касается российских производителей, то они на Женевский автосалон не приехали. Буквально за неделю до начала выставки АвтоВАЗ подписал стратегическое соглашение о партнерстве с компанией Renault, и, видно, в этой связи было принято решение пока сделать паузу в выставочной деятельности. Впрочем, виртуальную связь с российским автогигантом можно было ощутить на стенде румынской марки Dacia (также с недавних пор входит в группу Renault). Здесь состоялась премьера новой модели Dacia Sandero, по сути модификации в кузове хетчбэк популярной сейчас у нас модели Renault Logan. Sandero выглядит вполне симпатичным и выступает наглядным примером, как можно с минимальными затратами получить из седана (в данном случае из Logan) весьма приличный хетчбэк. Sandero уже производится на заводе Renault в Бразилии (отсюда его название в латиноамериканском стиле), и не исключено, что уже в следующем году именно эта модель станет первой совместной машиной Renault и AвтоВАЗа. О том, что совместная модель с Renault должна в течение года появиться на самом крупном российском автозаводе, неоднократно заявляли руководители двух концернов.

 pic_text7 Фото: Алексей Грамматчиков
Фото: Алексей Грамматчиков

Ну и конечно, Женевский автосалон был богат на «дрим-кары» — сверхдорогие супермашины. Например, на стенде Koenigsegg завораживала модель СХХR, которая имеет мощность мотора аж 1018 л. с., а до 100 км/ч разгоняется за умопомрачительные 2,9 секунды. Впечатляющая у новинки и максимальная скорость — 417 км/ч.

Трудно было оторвать взгляд от новой Lamborghini Gallardo LP-540–4 c 10-цилиндровым двигателем мощностью 552 л. с. Машина разгоняется до «сотни» за 3,7 секунды, а ее максимальная скорость составляет 325 км/ч. Создатели суперкара в свете борьбы за экологию позаботились и об экономичности: потребляемые всего 14 л на 100 км — выдающийся показатель для сверхскоростных автомобилей.

Наверное, самой оригинальной новинкой среди мелкосерийных автомобилей стал Rinspeed sQuba. Он оснащен электродвигателем и способен довольно резво мчаться по шоссе, разгоняясь до 80 км/ч за 7,1 секунды. Но не это главное: в какой-то момент sQuba может въехать в водоем и тут же превратиться в… подводную лодку. Первый в мире автомобиль-субмарина имеет возможность погружаться на глубину до 10 м и двигаться под водой со скоростью 3 км/ч. В водной стихии амфибию приводят в движение два встроенных сзади гребных винта, а два поворотных водомета на передних крыльях помогают изменить глубину погружения и осуществить маневры. Кстати сказать, машина по типу кузова — кабриолет, а для комфортного пребывания под водой для водителя и пассажира за сиденьем припасены подводные очки и дыхательные трубки. Остается надеяться, что на следующем автосалоне Rinspeed или кто-то другой представит летающий автомобиль…