Ипотека доступна, а недвижимость — нет

Русский бизнес
Москва, 31.03.2008
«Эксперт» №13 (602)
Генеральный директор компании «Мультиброкер» Наталья Кирпиченко считает, что ипотека сделала жилье недоступным. Изменить ситуацию позволит создание арендного фонда

Надо больше строить. С постулатом никто не спорит, однако что строить, как и где — эти вопросы, как ни странно, только-только начинают обсуждаться. Впрочем, уже выяснилось, что создавать новую среду жизни придется в своеобразных условиях несформированных потребностей. Представления россиян о жилье весьма расплывчаты, и это неудивительно: за семьдесят советских лет люди привыкли получать квартиры от государства, а в последние годы в условиях дефицита покупалось все, что есть на рынке.

Какое жилье хотят иметь наши соотечественники? Какие формы застройки их устроят? Хотят они индивидуальные коттеджи или предпочитают коллективный образ жизни? Оправданна ли ставка на ипотеку как главный способ решения жилищного вопроса? Обо всем этом мы попросили рассказать эксперта рынка недвижимости Наталью Кирпиченко. В процессе подготовки этого интервью г-жа Кирпиченко сменила должность генерального директора компании «Миэль-брокеридж» на пост генерального директора нового амбициозного проекта компании «Миэль» — «Мультиброкер», а также возглавила комитет «Новая жилищная политика» общественной организации «Деловая Россия».

— Россия многие десятилетия живет под знаком дефицита жилья. Насколько сегодня покупатель знает, чего он хочет?

— Думаю, что девять десятых населения не смогут сформулировать, чего они хотят. Если попросить человека описать свой будущий дом или квартиру, он, скорее всего, ограничится двумя-тремя прилагательными — хороший, удобный и так далее. С советских времен люди привыкли довольствоваться малым и выбирать из очень ограниченного числа вариантов. Привыкли брать то, что дают. Отсюда неразборчивость и нынешний ажиотаж в отношении любого предложения на рынке при отсутствии палитры вариантов. С другой стороны, многие десятилетия люди жили в тесноте и очень скромно: в общежитиях, в небольших квартирах в панельных домах. И потому спрос сегодня носит явный компенсаторный характер: дайте мне то, чего я недополучил ранее. Если появляются деньги, человек не ограничивает себя. Ему кажется, что, чем больше квадратных метров, тем счастливее будет жизнь.

— Рядом с моим домом на Ленинском проспекте возводится новостройка с огромными двухкомнатными квартирами-мутантами по 120 квадратных метров. Рынок и их съест? Застройщик может построить что угодно, и все будет продано?

— В сегодняшней Москве — да. Спрос превышает предложение в пять раз. Рынок съест абсолютно все. И неважно, какая там будет планировка, какие окна и потолки. Хотя период «хватай-хватай» не бесконечен — в отдельных сегментах он уже заканчивается.

— Особенно странно ведут себя богатые люди: у меня есть знакомый, который затеял строительство дворца площадью более тысячи «квадратов», а через несколько лет приехал посмотреть и ужаснулся: зачем это мне?

— Такие истории происходят все реже и реже, все-таки уже пятнадцать лет мы живем в рынке. Огромные особняки сегодня продать очень трудно: их покупают только выскочки из среднего класса, которые еще не играли в эту игру. Наиболее платежеспособная публик

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (602) 31 марта 2008
    Олимпиада
    Содержание:
    Сочинцы! На коньки!

    Чтобы извлечь из Олимпиады-2014 не только политические, но и экономические дивиденды, необходимо тщательно продумать варианты использования олимпийского наследия в будущем, а также привлечь к реализации олимпийского проекта малый и средний бизнес

    Обзор почты
    Реклама