Небеса станут тесными

Международный бизнес
Москва, 31.03.2008
«Эксперт» №13 (602)
Либерализация воздушного сообщения между США и ЕС приведет к значительному росту конкуренции на трансатлантических рейсах. Авиакомпаниям придется консолидироваться, а потребители ждут снижения цен на билеты

Соглашение «Открытое небо» между Евросоюзом и Соединенными Штатами было подписано еще год назад — после четырехлетних переговоров между Брюсселем и Вашингтоном. В силу же оно вступило лишь 30 марта 2008 года.

Новое соглашение заменяет целую серию двухсторонних договоров, подписанных на протяжении последних десятилетий между США и 27 европейскими странами. Эти двухсторонние договоры были признаны незаконными решением Европейского суда еще в 2002 году.

Вместе со старыми договорами канули в Лету и прежние ограничения, на протяжении долгого времени сдерживавшие развитие пассажиропотока на трансатлантических рейсах. Теперь американские и европейские авиаперевозчики могут летать через Атлантику в любые аэропорты. Более того, не будет никаких ограничений по числу и времени рейсов или по ценообразованию. Компании смогут начать полеты по наиболее выгодным маршрутам, что позволит им улучшить свои финансовые показатели — после 2001 года многие крупные американские и европейские перевозчики работали с миллионными убытками. По прогнозам Еврокомиссии, все это даст толчок развитию авиации и туризма. Так, в ближайшие пять лет после вступления соглашения в силу ожидается суммарный экономический эффект в 18 млрд долларов. По обе стороны Атлантики будет создано до 80 тыс. рабочих мест.

Либерализация трансатлантического воздушного сообщения может привести к повторению того, что происходило на внутренних рынках США и Евросоюза, где политика «открытых небес» привела к резкому росту пассажиропотока и снижению цен.

Впрочем, ценовые войны авиакомпаний, начало которых прогнозируется уже на это лето, дадут не только положительный эффект. В отрасли ожидаются банкротства и волна слияний.

Первый этап

Нынешнее соглашение оказалось не настолько либеральным, как надеялись в Брюсселе. «Открытое небо», рассматриваемое как первый этап либерализации, пока не привело к появлению «пространства открытой авиации», которую хотели бы создать европейцы. В частности, европейские перевозчики не смогут летать на каботажных внутренних рейсах между городами США, в то время как американским будет открыт каботаж в Европе. Это сделает рейс европейской авиакомпании по маршруту Лондон—Нью-Йорк—Майами невозможным, тогда как американская авиакомпания сможет летать, скажем, по маршруту Чикаго—Париж—Рим.

«Американские перевозчики уже имеют возможность летать между странами Евросоюза, но они предпочитают выполнять прямые рейсы между американскими и европейскими городами. Внутри ЕС они заключают соглашения по выполнению рейсов под совместным кодом с европейскими», — рассказал «Эксперту» экономист лондонского центра Economist Intelligence Unit (EIU) Билл Риджерс.

Вторым ограничением является невозможность для компаний стран ЕС приобретать своих заокеанских конкурентов. Еще весной 2006 года Конгресс США отказался смягчить закон, ограничивающий иностранные инвестиции в авиационную отрасль Соединенных Штатов 25% голосующих акций. Протокол к соглашению «Открытое небо» позволяет европейским авиакомпаниям приобр

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (602) 31 марта 2008
    Олимпиада
    Содержание:
    Сочинцы! На коньки!

    Чтобы извлечь из Олимпиады-2014 не только политические, но и экономические дивиденды, необходимо тщательно продумать варианты использования олимпийского наследия в будущем, а также привлечь к реализации олимпийского проекта малый и средний бизнес

    Обзор почты
    Реклама