Приручить дракона

Наука и технологии
Москва, 31.03.2008
«Эксперт» №13 (602)
Российским предпринимателям нужно осваивать ниши специализированной техники, разрабатывать труднокопируемую продукцию, создавать новые наукоемкие продукты. И превращать китайских конкурентов в подрядчиков

«Вы сталкиваетесь с засильем китайской продукции?» — поинтересовались мы у руководителя одной высокотехнологичной компании и услышали в ответ: «А как же, как все нормальные люди».

Активная экспансия китайской техники на российский внутренний рынок и в те сегменты внешних рынков, которые наши компании пытались застолбить за собой, началась в середине 90-х. Первое время из Китая шел только низкокачественный ширпотреб: тапочки, пуховики, игрушки. Потом появились простая бытовая и примитивная промышленная техника. Качество этой техники было таково, что специалисты назвали ее одноразовой. Топ-менеджеры Ярославского электромашиностроительного завода в свое время даже собирались создать музей отказавших китайских машин и механизмов. Воплоти они свой замысел, недостатка в экспонатах у них точно бы не было.

Эта китайская продукция была существенно дешевле наших аналогов, не говоря уже о западных. Она заняла нижний уровень нижнего ценового сегмента, и поначалу казалось, что так будет всегда. Однако прошло совсем немного времени — и на рынке появились вполне приличная электроника, видеотехника, электродвигатели, редукторы и даже автомобили из Поднебесной. Китайцы начали выигрывать тендеры на поставки серьезного промышленного оборудования. Как выжить в конкуренции с Китаем — эта проблема стала главной для большинства отраслей российской экономики, от простой бытовой техники до сложнейшего энергетического оборудования.

О том, почему это произошло и за счет чего наши предприниматели намерены конкурировать с китайским монстром в будущем, мы решили поговорить с руководителями успешных высокотехнологичных компаний.

Конкурент будет крепчать

«Сила Китая — в массовом производстве. Если они делают какой-то продукт, они делают его сразу массово», — говорит Сергей Назаров, председатель совета директоров компании «Интерскол», ведущего российского производителя электроинструмента. Создание массовых экспортно ориентированных производств сознательная стратегия Китая. «В Китае разработан целый комплекс мер, нацеленных на стимулирование массового экспорта. Если что-то можно делать на экспорт, это будет делаться и будет поддерживаться», — подтверждает Алексей Бочаров, генеральный директор завода «Арсенал», специализирующегося на контрактном изготовлении электроники.

Сегодня для всех уже очевидно, что Китай пришел на мировые рынки всерьез и надолго. Буквально на глазах эта страна превращается в передовую промышленную державу. Благодаря массовому производству конечного продукта, которое, как известно, способствует развитию смежных отраслей, Китай сегодня имеет собственную промышленную базу самого современного уровня. «По нашим оценкам, Китай производит почти 70 процентов мирового объема электроинструмента, это порядка 150 миллионов изделий в год. Это тысячи тонн пластмассы, сотни тысяч тонн металла. На эту отрасль работают черная и цветная металлургия, электроника, химическая промышленность, металлообработка. За счет этого в Китае была создана прочная индустриальная платформа

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (602) 31 марта 2008
    Олимпиада
    Содержание:
    Сочинцы! На коньки!

    Чтобы извлечь из Олимпиады-2014 не только политические, но и экономические дивиденды, необходимо тщательно продумать варианты использования олимпийского наследия в будущем, а также привлечь к реализации олимпийского проекта малый и средний бизнес

    Обзор почты
    Реклама